Как металлурги стали заложниками сверхприбылей

В России с прошлого года продолжается рост цен на металлы. С марта ценовой прирост по некоторым категориям превысил 20%. В прогнозах — дальнейшее удорожание, ещё примерно на четверть. К концу года, по некоторым прогнозам, стоимость металла по ряду позиций вырастет в два раза.

Государство не может сдержать цены

Если металлургов рост стоимости выпускаемой ими продукции не может не радовать, то для других отраслей, где металл используется как сырьё, котировки не самые радужные. Острее всего подорожание переживают строители. Во всяком случае, они громче всех среагировали. Ещё в конце прошлого года, когда цены на металлы ушли в отрыв (в конце года рост составил 50%), застройщики стали бить в набат и жаловаться в правительство. При Минстрое и Минпромторге создали рабочую группу для разрешения ситуации. В конце декабря 2020-го правительство утвердило введение пошлин на экспорт лома черных металлов из России — сроком на 180 дней. В мае Минпромторг предложил ввести пошлину ещё на 180 дней.

В министерстве указывают, что введение с января экспортной пошлины на вывоз лома позволило сократить объёмы вывоза лома и отходов черных металлов из России до рекордных за последние четыре года показателей: с 1 февраля по 30 апреля экспорт составил всего 194 тысяч тонн, что в 4,5 раза меньше среднего объёма экспорта за аналогичный период в 2018-2020 годах. Тем не менее ценовой бум на рынке металлов и строительном рынке это сдержать не помогло.

Между тем эксперты указывают, что введение экспортных пошлин на лом в течение квартала приведёт к снижению его сбора, дефициту и, внимание, росту цен. То есть эффект может быть прямо противоположным. Пошлины также усилят контрабандные поставки лома за рубеж, прежде всего в Китай. Наконец, отечественные экспортёры (а сейчас 40% продукции отечественной металлургии поставляется на экспорт) рискуют получить зеркальное увеличение пошлин на рынках других стран, потеряв свою долю сбыта. В конечном счёте пострадает налоговая часть поступлений в российский бюджет.   

Застройщики, понятное дело, переложили ценовое бремя на покупателей. Рост цен на жильё в ряде городов превысил 30% — и дорогое сырьё стало одним из факторов (хотя и не генеральным — специалисты склонны возлагать вину на льготную ипотеку). Дорожает и бюджетное строительство — то есть построить школу или детский сад сейчас стоит дороже.

Строители преувеличивают?

Отдельно стоит сказать про жалобы застройщиков на удорожание металла — их можно отнести к разряду праздного недовольства сытых. Девелоперы и так крупно выиграли от введения льготной программы ипотеки, существенно нарастив объёмы продажи и выручки. На Петербургском экономическом форуме Владимир Путин предложил продлить госпрограмму ещё на год, до июля 2022 года. Так что у предпринимательского сообщества в строительном сегменте дела обещают идти хорошо.

Кроме того, по данным Минпромторга, максимальная доля металла в стоимости строительства — не более 6,55%. В прошлом году отпускная стоимость 1 квадратного метра жилья выросла в среднем на 18% — при этом рост цен металлопроката прибавил к общему удорожанию всего 1,65%.

Большие госстройки могут встать

Если отбросить в сторону сектор коммерческого и жилого строительства (как мы выяснили, застройщикам грех жаловаться), ценовой бум на рынке металлов всё равно остаётся опасным. Под угрозой — реализация крупных инвестпроектов и ряд отраслей экономики: автопром, судостроение, авиастроение, ТЭК.

Так, в РЖД ранее сообщали, что стоимость модернизации БАМа и Транссиба из-за растущих цен на стройматериалы выросла на 40 миллиардов рублей. Металлурги в ответ винят корпорации в медлительности по заключению долгосрочных контрактов, которые дают возможность получить скидки.

Как изъять у металлургов сверхприбыли?

В министерстве промышленности и торговли рассматривают несколько вариантов, как изъять у металлургов сверхприбыли:

  • Установить экспортную пошлину на все черные металлы до конца года.
  • Увеличить тарифы на экспортные ж/д перевозки металлургических грузов.
  • Повысить ставку НДПИ для горнодобывающих компаний.
  • Увеличить ставку налога на прибыль.

Дальше всех пошёл вице-премьер Андрей Белоусов, который в конце мая предложил изъять из металлургической отрасли 100 миллиардов рублей, после чего акции таких гигантов, как ММК, «Северсталь» и НЛМК, временно просели в цене.

Не очень понятно, как изъятие повлияет на цены на внутреннем рынке. За первое полугодие отрасль перечислила в бюджет около 100 миллиардов рублей, а к концу года может перечислить до 250 миллиардов. То есть, с другой стороны, государство получает свой гешефт от богатой выручки металлургов — и он может быть гораздо выше убытков от удорожания госстроек.