Сибирь тоже может делать водород

По поводу экономики Сибири можно сказать так: обсуждать нечего! Фактически, вся повестка текущего и дальнейшего экономического развития обширного региона свелась к добыче и вывозу угля. Уголь доминирует везде и во всем, оставляя далеко позади все остальные вопросы.

Между прочим, это провозвестник сильнейшего экономического кризиса Сибири, поскольку кризис в первую очередь начинается в головах, когда в них формируется идея моноотраслевой экономики и представление о том, что ничего больше и не сделаешь.

Стоит сказать, что понимается под обсуждением экономики Сибири. В последние годы в особенности выразилась тенденция к уклонению от этого дела, либо пустым говорением дежурных фраз, за которым ничего не стоит и ничего не воспоследует, либо же заменой пиаром, стоящим на безудержном восхвалении неких «инвестпроектов», большинство из которых пиарятся много лет, да так и не реализуются. Обсуждение же в первую очередь критическая самооценка, оценка сложившегося положения и рассмотрение различных перспективных вариантов. Хотя, конечно, трудно объяснить все преимущества критического подхода тем, кто так и не научился мыслить, и все образование которого свелось к принципу: «прочитал — переписал — пересказал».

Тем не менее, попробовать стоит. Вот, к примеру, у современной экономической политики в Арктике есть долгосрочная повестка развития. Во-первых, это источник более чистого, чем нефть, энергоносителя — сжиженного природного газа. Это текущее направление развития. Во-вторых, строгое соблюдение чистоты природы и экологических мер. В-третьих, поскольку в Европе назревает энергопереход от углеродного топлива к безуглеродному, в Арктике уже пробуют производство водорода. Например, на арктической станции «Снежинка» планируется отработка и апробация водородных технологий, на что собираются выделить 2 млрд рублей из бюджета и 8,5 млрд рублей от частных инвесторов. Соответственно, чистая арктическая природа, чистое, безуглеродное топливо.

А что Сибирь? Здесь тоже имеется возможность производить водород, причем наиболее чистым образом — электролизным. Экономический гидроэнергетический потенциал Сибири оценивается в 396 млрд квтч, и он освоен на 29,7% (117,5 млрд. квтч). При этом экономический потенциал рассчитан под большие плотины, и к теоретическому гидропотенциалу он составляет всего 35%. Таким образом, гидропотенциал Сибири составляет 1,1 трлн квтч и он освоен на 10,3%.

На 1 кубический метр водорода расходуется в среднем 4,5 квтч (то есть на тонну — грубо 50 тысяч квтч). Каждый миллиард квтч — это 20 тысяч тонн водорода. Эта оценка взята усредненная, без новейших изобретений, которые обещают понизить расход электроэнергии на электролиз воды. Имеющийся гидропотенциал Сибири (оцененный давно и, скорее всего, очень неточно, в сторону занижения) позволяет выпускать до 16 млн тонн водорода.

Стоимость электроэнергии ГЭС — 15 копеек за квтч, так что тонна водорода по расходу энергии стоит 7500 рублей, а рыночная его цена составляет 10 долларов за кг (10 тысяч долларов или 745,1 тысяч рублей).
Теперь вопрос доставки. «Серьезные» экономисты тут же будут рассуждать о «водородопроводе», о железнодорожных цистернах для водорода и т.п. способах. Между тем, водород — это такой продукт, который может доставить себя к потребителю самостоятельно — в аэростате. Это может быть аэростат из полимерной пленки, беспилотный, который отвозит водород потребителю, а потом, в сдутом состоянии, возвращается обратно в контейнере. Некоторые меры предосторожности и техническое оборудование сделают перевозки водорода по воздуху безопасными.

Вот этот пример и есть пример обсуждения экономического развития Сибири: соединение некоторых познаний, критического подхода и изобретательности. Это совершенно необходимо для того, чтобы Сибирь не впала в тяжелый и затяжной экономический кризис.