Пыльная перевалка угля стала узловой проблемой портовой отрасли. Портовые операторы то тут то там подвергаются административным штрафам за загрязнение окружающей среды во время загрузки/выгрузки сырья. Но полностью устранить фактор загрязнения не представляется возможным.
Нарушения со стороны стивидоров вошли в систему
В начале июня на пыльной перевалке поймали Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). Местные жители пожаловались на невозможность дышать из-за угольной пыли. Ситуацией заинтересовались прокуратура и глава Приморья.
В ответ ВМТП сымпровизировали PR-акцию: пригласили в порт журналистов местных и федеральных СМИ, показали им работу пылеподавляющих пушек и 10-метровые заборы, которые должны сдерживать пыль. Местным жителям пообещали установить системы пылеподавления, высаживать зелёные насаждения и поддерживать развитие социальной инфраструктуры. А чёрный налёт на окнах назвали не угольной пылью, а выбросами с котельных и электростанций. И журналисты, и местные жители отнеслись к увещеваниям представителей морского порта со скепсисом. Между тем ВМТП — первый в стране порт по контейнерообороту, и такие громкие скандалы ему совсем не к чему.
В конечном счёте Владивостокский морской торговый порт оштрафовали за нарушения при перевалке угля на 332 тысячи рублей. Транспортная прокуратура подтвердила, что порт допускал нарушения при перевалке сырья. Ведомство установило, что руководство порта не обеспечило надлежащую высоту подпорных стенок, а элементы бетонных конструкций заменило деревянными настилами, что создало угрозу просыпания груза на производственную площадку и последующее выветривание мелкодисперсных частиц угля. Кроме того, при перевалке работало недостаточное число пылеподавляющей техники, на прилегающей к грузовым площадкам территории были обнаружены просыпи угля, который мог попасть в морскую воду. Отбор проб воздуха на одной из мониторинговых точек выполнялся при неправильном направлении ветра, из-за этого результаты могли быть недостоверными.
Владивостокский морской торговый порт находится под управлением «Росатома».
Другого крупнейшего портового оператора, Новороссийский морской торговый порт (НМТП), тоже поймали и оштрафовали. Тут штраф посерьёзнее. В конце мая с НМТП взыскали 53 миллиона рублей за загрязнение морской акватории угольной пылью и крошкой. Процесс по выявлению факта загрязнения и вынесению штрафа длился почти год.
Это далеко не первый штраф, вынесенный порту за негативное влияние на окружающую среду. В феврале стивидор поручил штраф в размере 44,5 миллиона рублей за вред, причинённый Черному морю, при осуществлении погрузки угля. Площадь акватории порта, загрязнённая мусором и отходами, составила более 3,5 тысячи квадратных метров. Кроме того, на водной поверхности в районе причала №6 ПАО «НМТП» были обнаружены нефтепродукты на площади 147 квадратных метров. НМТП долго отбивался от этого штрафа, но судебные инстанции встали на сторону надзорников.
Тогда же, в феврале, вступило в силу решение Арбитражного суда Краснодарского края, по которому с НМТП был взыскан штраф в размере 1,7 миллиона за нарушения природоохранных требований при перегрузке угля.
Новороссийский морской торговый порт контролируется «Транснефтью».
Убрать уголь из городов
Крупнейших стивидоров регулярно ловят на пыльной перевалке угля. Подобные провинности вошли в систему.
По существу, проблема в том, что перегрузка сырья происходит в крупных густонаселённых городах, от чего страдает местное население. С этим согласны специалисты: угольную перевалку в больших городах нужно ликвидировать. В правительстве такое мнение тоже бытует. В частности, глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в одном из интервью сказал, что мечтает убрать уголь из Владивостока. По его словам, такая работа уже ведётся, и есть инвестор, заинтересованный в создании новых портовых мощностей.
Технически проблему пытаются решить через орошение, которое лишь частично уменьшает загрязнение, но не устраняет его. Едва ли в принципе можно исключить фактор загрязнения при перегрузке угля в условиях порта. Если же работать над экологической чистотой, то это может оказаться слишком дорогостоящим и нерентабельным делом.
На самом деле объёмы перегрузки угля в вышеуказанных портах невелики, поэтому отказ от угольной перевалки там не станет чем-то критичным и структурным. Есть, конечно, исключения. Это, например, Мурманский морской торговый порт СУЭКа, где объёмы перевалки составляют в районе 17 миллионов тонн. Между тем преревалка там идёт открытым способом.
В наибольшей степени страдает Дальний Восток
В феврале Ассоциация разработчиков природоохранных технологий и экологических инициатив предложила законодательно закрепить за стивидорами требование осуществлять перевалку угля с применением экологически безопасных технологий. Пока обязанность стивидоров вести именно такую перегрузку носит рекомендательный характер и не закреплена на федеральном уровне. Законопроект о закреплении понятия экологически безопасной перевалки угля направлен в профильные федеральные ведомства. В частности, предлагается вменить стивидорам в обязанность устанавливать системы пылеподавления и ветрозащитные конструкции.
Особенно остро вопрос стоит на Дальнем Востоке, где работает более 20 угольных терминалов. В ближайшее время ожидается прирост погрузки чёрного золота на Дальнем Востоке, поскольку восточное направление для российского угля стало основными и стратегическим.
Эксперты считают, что существующие сейчас доступные технологии не позволяют справиться с выбросом угольной пыли зимой в условиях ДФО из-за климата: сухой морозный воздух сочетается с ветром. Многометровые заборы тоже не панацея. А если закрыть терминал полностью, появляется риск взрыва.