«Сибирский титан» не тянет госзадачу при ядерной поддержке

Строительство завода по выпуску диоксида титана в расположенном в Томской области Северске опять отложили. За проект в 2019 году взялось предприятие «Сибирский титан», став одним из первых резидентов северской ТОР. Изначально планировалось, что предприятие на первом этапе будет производить около десяти тысяч тонн этого вещества, а к 2026 году дойдет до 30 тысяч тонн, обеспечив тем самым примерно треть российской потребности.

Диоксид титана применяется как добавка в косметической, фармацевтической и пищевой промышленности, а также при производстве красок, придающий белизну и яркость цветам. Именно это вещество позволяет отказаться от использования массово используемых ранее экологически опасных цинка, бария, свинца.  Сейчас это почти безальтернативный компонент химического производства там, где требуется получить конечный продукт белого цвета. 

Но годы идут, в 2022 году необходимость в означенном веществе стала более чем острой, а воз и ныне там. Единственное в стране подобное предприятие работает в Крыму, которое увеличивает производство, но пока не дошло и до трети потребности страны. А до 2014 года весь дикосид титана в Россию вообще ввозился. Собственно, и сейчас основным способом получить означенный пигмент для многих российских производителей являются поставки из Китая.

Какая-то противоречивая ситуация. Территория опережающего развития, а дело вполне государственной важности отстает.

Причем если поначалу стоимость запуска производства в Северске оценивали в один миллиард, то потом дошли до 5,7 миллиарда рублей. Почти не сдвинувшись при этом в реализации проекта. В последних сообщениях подчеркивается, что один из учредителей «Сибирского титана», ООО «Холдинговая компания «Давинчи», пытается решить вопрос с финансированием. А пока предприятие продолжает работу, что называется, «на минималках», недалеко уйдя от опытных объемов.

И это очень странный альянс. Это самое «Давинчи», которому принадлежит 75 процентов «Сибирского титана», имеет уставный капитал в 10 тысяч рублей и официальный штат в 2023 году из одного человека со средней зарплатой чуть более 41 тысячи рублей. Занимается оно венчурным инвестированием, то есть вложением средств в стартапы или малые компании, имеющие потенциал для роста.

Но у этого «Давинчи» партнер-то, у которого 25 процентов «Сибирского титана», – не абы кто, а АО «Сибирский химический комбинат» (СХК), входящий в структуру дочернего предприятия «Росатома» «ТВЭЛ». Одно из направлений работы СХК – обеспечение атомных электростанций в уране для ядерного топлива  (каждый шестой ядерный реактор в мире работает на топливе «ТВЭЛ»). Случайное предприятие с улицы в такому партнеру вряд ли прибьется.

И вот пока страна, можно сказать, изнемогает без достаточного количества диоксида титана, его новое производство в ее границах никак не могут запустить, приводя все новую и новую калькуляцию.

И пока все красиво только на бумаге. За основу будущего производства намерены взять технологию фторирования, разработанную в Томском политехническом университете. Ее главная особенность – ​использовать в качестве реагента не традиционные серную кислоту или хлор, а бифторид аммония. При сернокислотном методе образуется много отходов, солей серной кислоты. Хлоридный невыгоден высокими энергозатратами: промежуточный тетрахлорид титана требует для получения температуру в 900 градусов. Кроме того, нужно дорогое оборудование из коррозионно-стойких материалов.

А вот фтораммонийный метод позволяет в одну стадию выделить из добываемого тут же, в Томской области, ильменитового концентрата тетрафторид титана и перевести его в форму диоксида титана. Метод не требует агрессивных реагентов и не приводит к образованию жидких или каких-либо других отходов. Примерно 95 процентов реагента можно регенерировать и возвращать в технологический процесс. В пользу фторидной технологии говорит еще и то, что фтор применяют на конверсионном производстве – ​основном на СХК. То есть имеются и инфраструктура, и обученные люди. Полученный путем нового метода пигмент отправляли на пробу крупнейшим лакокрасочным предприятиям России, которые остались довольны его качеством.

Но планы все никак не сбудутся. Получается, что «ТВЭЛ», мощная дочка «Росатома», спокойно наблюдает, пока партнер общего проекта, который, кстати, из года в год не вылезает из убытков (минус 27 миллионов рублей в 2023 году), пытается добыть необходимые (и постоянно растущие в плане) средства для инвестиций…