Арктический нефтегазовый проект «Роснефти» в актуальной повестке.
Иностранные инвесторы уходят
Сингапурская Trafigura продала свою долю в нефтегазовом проекте «Восток Ойл». От 10-процентной доли, купленной осенью 2020 года, трейдер избавился из-за угрозы санкций.
Trafigura стала первым иностранным участником капиталоёмкого проекта. Притом сингапурский трейдер к тому моменту уже давно сотрудничал с «Роснефтью», из-за чего звучали предположения, что Trafigura вошёл в долю «для затравки» — чтобы привлечь других инвесторов.
Покупателем стала никому не известная гонконгская компания Nord Axis Limited, зарегистрированная в феврале 2022 года. В этой связи передача доли может быть технической сделкой — и контроль над 10% долей останется у Trafigura через подконтрольные и близкие структуры. В пользу этого предположения говорят не только сроки регистрации гонконгской Nord Axis Limited, но и немалая стоимость покупки — $7 миллиардов. Откуда у свежезарегистрированной компании такие финансы?
Между тем «Восток Ойл» может также лишиться другого иностранного инвестора в лице швейцарско-нидерландского консорциума Vitol, который купил в проекте 5% за 3,5 миллиарда евро. Европейцы ранее в июле уже сделали заявление, что намерены выйти из проекта.
Есть и другой сценарий событий, который предполагает, что сделки с Trafigura и Vitol изначально были подставными. «Роснефть» могла предложить иностранцам профинансировать сделки за счёт российских денег через банк МКБ, зачислив кредиты на фирму-однодневку. В этом сценарии исход псевдоинвесторов — логичный следующий шаг по выписыванию из проекта номинальных структур. Впрочем, такая версия происходящего видится несколько эпатажной.
О проекте
«Восток Ойл» объединят 13 месторождений нефти и газа на полуострове Таймыр Красноярского края. Крупнейшие из них — месторождения Ванкорского и Пайяхского кластеров. Отработка месторождений Ванкорского кластера уже ведётся.
К 2033 году оператор по разработке месторождений, «РН-Ванкор» (дочка «Роснефти»), планирует выйти на добычу 115 миллионов тонн нефти в год. Если верить информации от сечинских структур, суммарные запасы северного проекта оцениваются в более чем 6 миллиардов тонн нефти. Независимые эксперты склонны выражать скепсис относительно цифры в шесть миллиардов тонн — реально извлекаемых запасов может быть гораздо меньше, раза так в три.
Без оборудования, танкеров и технологий
Гигантский проект остался без бурового оборудования, без технологий, без танкеров, без софта и без части финансирования. Так считают экономические аналитики издания The Wall Street Journal. В издании вышла статья, в которой утверждается, что проект «Роснефти» застопорился из-за санкций.
В качестве главной проблемы отмечается программное обеспечение и оборудование. Бурить скважины «Роснефть» сможет, но в условиях крайнего севера без специального западного ПО максимальную экономическую выгоду от инвестиций получить не удастся.
Другой момент. Из-за проблем с поставками оборудования первые отгрузки нефти с «Восток Ойла» начнутся только в 2029 году, а не в 2024, как планировалось. Об этом сообщают аналитики Rystad Energy.
Что касается танкеров. «Роснефть» заключила договор с Samsung Heavy Industries на строительство флота ледового класса. Но из-за санкций у корейской компании начались проблемы с поставками оборудования и компонентов для этого судостроительного проекта.
В «Роснефти» информацию о проблемах из-за санкций не комментируют. В июне на полях Петербургского международного экономического форума Игорь Сечин назвал «Восток Ойл» ни много ни мало «Ноевым ковчегом» мировой экономики. Нефтяники продолжают держать лицо и хотят, чтобы весь мир уверовал в потенциал «Восток Ойла».