Аренда наоборот

В связи с новейшим указом президента России Владимира Путина от 7 мая 2024 года, в котором были утверждены новые задачи социально-экономического развития страны, началась дискуссия следующего рода. Указ обозначает в качестве национальной цели развития благоустройство малых городов и модернизацию коммунальной инфраструктуры. Этот тот минимум, который вообще нужен любому малому городу, чтобы быть местом, более или менее привлекательным для жизни.
Но проблема, конечно, намного больше. Малым городам нужна инфраструктура самого разного типа. Это коммунальные предприятия и сети, различная транспортная инфраструктура, социальная и культурная инфраструктура, а также городское пространство, не выглядящее как площадка для съемок фильмов про зомби-апокалипсис. Если город неудобен, плохо обустроен, не имеет даже элементарных необходимых объектов, некрасив и полуразрушен, то население из него будет бежать, невзирая на все увещевания. Если же ставить задачу некоторого рассредоточения населения мегаполисов по малым городам, то надо добиться, чтобы уровень быта в малых городах был не ниже, чем в мегаполисе.
Вообще есть нужда для перемещения населения, хотя бы временно, из мегаполисов в малые города. Это вопрос рождения и воспитания детей. В мегаполисах это очень трудно сделать, потому что тесно, мало пространства, высокие цены на все, занятость родителей и так далее. Хотя, конечно, социальная, медицинская и образовательно-культурная инфраструктура мегаполисов, особенно Москвы, намного лучше. Но все же, даже один ребенок в мегаполисе — это тяжело. Малые города лучше подходят для больших, многодетных семей. Но все нюансы этого непростого дела — как-нибудь в другой раз.
Итак, в малых городах надо много чего построить. Но где взять денег? Муниципалитеты, как правило, очень бедны, чтобы что-то строить. Да и вообще бюджетов на всех не хватит, и без частного капитала никак не обойтись. Телеграм-канал «Столыпин 2.0» предложил, чтобы бизнес, работающий в этих городах, строил и сдавал построенное в собственность муниципалитета, в обмен на обязательство постепенного возврата средств.
Такая схема, в сущности, долговая, конечно, может существовать. Но в ней нет выгоды для предпринимателя, который вложит свое, а получит из бюджета компенсацию когда-нибудь потом. В нашей стране довольно высокая инфляция, и при 3,5% годовой инфляции средства, вложенные в объект, за десять лет обесценятся более чем на треть. «Получи меньше» — это не вариант.
Эту схему можно докрутить тем, чтобы предусмотреть в ней индексацию на уровень ежегодной инфляции. Это защитит деньги, но предприниматель по итогам большого и трудного дела выйдет в ноль, то есть ничего не получит и отработает за спасибо.
В сущности, долговая схема строительства под постепенный возврат из бюджета — это все тот же заем с процентами. Тогда проценты должны быть не ниже, чем у других муниципальных или государственных ценных бумаг. Тем более, что если это все займы, то зачем создавать сложности? Выпустил муниципальные облигации и строй себе, что посчитаешь нужным, если возможности бюджета позволяют рассчитаться.
Нет, без хорошей предпринимательской выгоды такая схема не пойдет. Ее надо радикально улучшить, с использованием формального собственника. В лизинге, к примеру, лизингодатель только формальный собственник, хотя и получатель лизинговых платежей, а сам объект лизинга покупается и эксплуатируется лизингополучателем. Вот нечто подобное можно ввести и в строительстве муниципальных объектов.
Схема, в целом, получается такова.
Муниципалитет решает нечто построить, выделяет землю, оформляет необходимые документы, находит предпринимателя, готового к участию в проекте. Отношения оформляются договором, который прекращается в момент полного возврата израсходованных предпринимателем средств. Предприниматель строит по утвержденному проекту и за свой счет. По готовности объекта, он сдается муниципалитету вместе со отчетом о расходах. Муниципалитет принимает расходы к погашению за счет своего бюджета, по определенному графику и с определенным вознаграждением в виде начисленного процента, как у муниципальных ценных бумаг.
При этом, на срок действия договора предприниматель получает право коммерческого использования построенного объекта, с некоторыми ограничениями, налагаемыми назначением объекта. К примеру, если он построил больницу или школу, то не имеет права менять ее назначение, но можно предусмотреть, что часть площади объекта может временно иметь иное использование. Прибыль от коммерческого использования объекта в течение договора — это доход предпринимателя сверх условий возврата потраченных средств. Это получается своего рода аренда наоборот. Построенный объект передается в собственность муниципалитета, а предприниматель является пользователем, но собственник платит пользователю, компенсируя его строительные расходы.
Вот такая схема уже более интересна для предпринимательства. Например, договор предусматривает реконструкцию городской площади, и на ней предприниматель получает право на ведение определенной коммерческой деятельности: реклама, торговые точки, мероприятия и т.д. При правильном подходе прибыль от коммерческой деятельности на построенном объекте может быть значительно больше, чем начисленные при возврате средств проценты.
Так возникают условия для инвестирования в реконструкцию малых городов и строительство там различных объектов. Схема получается более или менее гарантированной: возврат средств из бюджета по крайней мере отобьет затраты. Но при этом, за срок действия договора, который безусловно будет длинным, 5, 10, 15 лет и более, можно снять хорошую прибыль. Если накопить некоторый опыт и не делать грубых ошибок, то можно прийти к тому, чтобы финансировать подобные проекты за счет заемных средств, привлеченных, например, выпуском облигаций. Иными словами, появляются условия для инвестирования в реконструкцию малых городов со стороны предпринимателей, банков, компаний. Во многие малые города в южных областях России, которые обладают высоким туристических и рекреационным потенциалом, инвестиции по такой схеме пойдут практически сразу.
Когда договор кончился и стороны рассчитались, то предприниматель может прекратить свою деятельность на этом объекте или же стать нормальным арендатором. Но тогда должны быть предусмотрены ему законные привилегии, такие как скидка с арендной платы, приоритет в заключении арендного договора, может быть что-то еще.
Вот по такой схеме, думается, вполне возможно привлечь предпринимателей к инвестированию в развитие малых городов и строительству разнообразной инфраструктуры. Если же еще в законодательстве предусмотреть возможность допуска к таким проектам предпринимателей и компаний из дружественных стран, то можно даже получить со временем то, что сейчас и помыслить странно — приток иностранного капитала в российские малые города. Китайские туристические фирмы и компании, связанные с туризмом, могли бы сделать свой веский вклад в улучшение наших малых городов.