Компания «Южный Кузбасс» приостановила работу шахты «Ольжерасская-Новая». Этот случай, судя по всему, станет первым в череде подобных, поскольку внешнее давление только растëт, а просвета даже не намечается.
«В связи с сокращением рынков сбыта шахта временно приостановлена. Добыча угля на (остальных предприятиях компании — прим.ред) трëх разрезах и двух шахтах «Южного Кузбасса» ведётся в запланированном объеме», – заявили в компании (цитата по Интерфаксу).
ПАО «Южный Кузбасс» (ОГРН 1024201388661) занимается добычей коксующегося угля и антрацита. Принадлежит компания горнодобывающему и металлургическому холдингу «Мечел». В состав «Южный Кузбасс» входит три разреза («Красногорский», «Сибиргинский», «Ольжерасский»), три шахты («Сибиргинская», «Ольжерасская-Новая», шахта им. В. И. Ленина), четыре обогатительные фабрики (ЦОФ «Сибирь», ЦОФ «Кузбасская», ГОФ «Томусинская», ОФ «Красногорская»), Томусинское автотранспортное управление. В 2023 году компания получила прибыль в размере 1,3 миллиарда рублей. Это на 89,6% меньше, чем годом ранее.
Подобных мер следовало ожидать – в первом полугодии 2024 года «Южный Кузбасс» сократил добычу угля на 19%, до 2,7 миллиона тонн. Компания была вынуждена сократить добычу из-за уменьшения объëмов вскрышных работ на участках добычи открытым способом. Сокращение сбыта только прибавило масла в огонь.
На шахту «Ольжерасская-Новая», которая находится вблизи города Междуреченск Кемеровской области, возлагались большие надежды. Она может добывать до 1,8 миллиона тонн коксующегося угля, запасов топлива на ней хватит более чем на 100 лет. Но реалии диктуют свои условия, поэтому какое-то время месторождение будет простаивать. При этом это уже вторая шахта в Кузбассе, которая приостановила работу в 2024 году. Та же участь постигла шахту «Разрез Инская», но причиной остановки работ стали долги по зарплате, которые копились несколько лет и к ноябрю 2024 года превысили 65 миллионов рублей.
Кризис в угледобывающей отрасли нарастал давно, был ожидаем и коснулся не только Кузбасса, но и других регионов. 13 ноября на общественных слушаниях по проекту бюджета Кемеровской области на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов глава регионального Минфина Игорь Малахов заявил, что мировые цены на уголь снижаются уже два года подряд.
«Средняя цена на энергетический уголь за 10 месяцев снизилась на 12% и составила $106 за тонну. Что касается коксующегося угля, то тут на сегодняшний день снижение на 13%. Цена составляет $248 за тонну», – сказал министр.
И если 2023 год удалось кое-как закрыть с плюсом, но в этом году на такие результаты рассчитывать не приходится. Аналитический центр «ТЭК» признал угледобывающую отрасль единственной убыточной в России. По итогам 2024 года убыток до налогообложения может составить 34 миллиарда рублей. Для сравнения: 2022 и 2023 годы принесли 783 миллиарда и 357 миллиарда рублей прибыли соответственно.
По данным Росстата, в январе-августе нынешнего года добыча энергетического угля в России в годовом исчислении сократилась на 3,1%, до 215 миллионов тонн, в том числе антрацита – на 19,3%, до 14 миллионов тонн. Добыча коксующегося или металлургического угля выросла на 8,5%, до 73,9 миллиона тонн.
При этом основные покупатели российского угля (Китай, Индия и Турция) резко снизили импорт ископаемого в январе – сентябре 2024 года, сообщили «Ведомости» со ссылкой на источник. Так, экспорт в Китай сократился на 9,5%, до 53,7 миллиона тонн в год. Перевозки в Индию за девять месяцев снизились в годовом выражении на 23% – до 20,1 миллиона тонн. Турция сократила закупки российского угля на 35%, до 15,3 миллиона тонн. Существенно снизили импорт угля из России также Южная Корея, Япония и ОАЭ.
В сложившейся ситуации Минэнерго предлагает ряд антикризисных мер. Среди них – продление на 2025 год соглашения по вывозу угля на экспорт из Кузбасса, Хакасии, Бурятии, Тувы, Якутии и Иркутской области, а также заключение аналогичного соглашения в Новосибирской области, предусматривающего вывоз 20 миллионов тонн ресурса. Есть предложение в 2025 году установить индексацию железнодорожного тарифа для угля на уровне «инфляция минус 0,1%», отменить курсовые экспортные пошлины после начала действия повышающих коэффициентов к НДПИ в 2025 году и провести переговоры с КНР об отмене пошлины. При этом источники из угольной промышленности считают, что эти меры не спасут отрасль.
Мы склонны согласиться с этим. Да, меры поддержки от государства важны, нужны и принесут эффект. Но вернуться к прежнему уровню вряд ли помогут. В условиях жёстких антироссийских санкций, импортных и экспортных пошлин, логистических издержек и прочих тревожных факторов угольной отрасли будет непросто выйти из кризисного состояния. А самое неприятное то, что дальше будет всё сложнее и сложнее.
Фото: mechel.ru