В Красноярском крае произошло интересное событие. Досрочно ушел в отставку уполномоченный по защите прав предпринимателей Станислав Заблоцкий. Решение об этом приняло Законодательное собрание Красноярского края по представлению губернатора Красноярского края Александра Усса на основании заявления Заблоцкого о досрочном прекращении полномочий.
Чуть больше года в должности и вот добровольная отставка. Судя по всему, она связана с тем, что уполномоченный по правам предпринимателей мало что может сделать. Промышленность Красноярского края вошла в штопор.
В марте 2021 года Заблоцкий опубликовал итоги опроса предпринимателей, из которого следовало, что 83% предпринимателей оценивали свое экономическое положение как неблагоприятное. 51% испытывали снижение финансовых показателей, 20% оценили ситуацию как кризис, а 12% собирались закрыть свое предприятие.
Интересно то, что 51% предпринимателей выразили отрицательное отношение к мерам поддержки со стороны администрации Красноярского края.
Незадолго до этого, в феврале 2021 года Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края опубликовало сведения о работе промышленности края за 2020 год. Результаты оказались обескураживающими. Индекс производства в 2020 году по отношению к 2019 году составил 90,6%, то есть промышленное производство сократилось на 9,3%. Для сравнения, в 2019 году рост был 1,4% (индекс 101,4%), в 2018 году — прирост 5,4% (индекс 105,4%), в 2017 году — прирост 7,1% (индекс 107,1%).
Самое интересное, что промышленность края стала падать как раз с момента, когда Александр Усс был сначала назначен исполняющим обязанности, а потом выбран губернатором края. Сначала это падение было незаметно; его легко было спутать с обычными ежегодными колебаниями темпов роста. Но теперь, по итогам 2020 года и обозрении всего четырехлетия Усса во главе края видно, что это именно падение. Сначала снижение темпов роста с довольно высоких до средних, потом до низких, а в 2020 году началось уже сокращение промышленности, при этом с набором скорости.
Нужно отметить, что эти процессы: падение краевой промышленности и негативное отношение половины предпринимателей к краевым властям и их поддержке, происходили на фоне уверений в том, что в Красноярском крае все в порядке и даже на подъеме. Например, в феврале 2021 года утверждалось, что Красноярский край занял пятое место в рейтинге инвестиционного потенциала; что на край приходится 25% инвестиций в Сибири и 2% всех инвестиций в России; что в край инвестировано иностранными компаниями 15 млрд долларов; что Комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь» — это 32 инвестпроекта на 1,9 трлн рублей и так далее.
И как это все понимать?
С одной стороны разговоры об инвестициях и инвестпроектах, а с другой стороны падение промышленного производства на 9,3% за год. С одной стороны льготы, преференции, долины, зоны и прочая поддержка предпринимателей, а с другой стороны — 51% предпринимателей относятся к этому негативно.
Пожалуй, никогда еще состояние промышленности и экономики Красноярского края не представляло собой такой странной загадки. Так у вас все хорошо или все плохо?
Вообще, с подобной постановкой вопроса приходится сталкиваться впервые. И это касается Красноярского края, одного из самых крупных и мощных индустриальных регионов в России.
В этой теме есть некий привкус открытия, или, по крайней мере, крайне интересных деталей и абрисов экономического развития региона. Вопрос о том, хорошо в Красноярском крае или плохо теперь явно нуждается в расследовании.