Вопрос снабжения Красноярского края газом повис в воздухе. С тех пор, как в феврале «Газпром» опубликовал план газификации регионов России до 2025 года, жителям края стало понятно, что газа им не видать как минимум до 2025-го. А если трубопроводный газ и появится, то в перспективе до 2030 года.
Дело в том, что газовая монополия не рассматривает Красноярский край как перспективную территорию для прокладки газораспределительной инфраструктуры. Единственный «рабочий» вариант газификации края — от «Силы Сибири-2». Это пока только проектируемый магистральный газопровод, который может пойти от Ямала, транзитом через Монголию, в Китай. Маршрут трубопровода планируют провести по регионам Восточной Сибири, покрыв при этом их потребности в газе.
Но «Сила Сибири-2» находится на начальной стадии проектирования — и, ввиду изменчивой рыночной конъюнктуры, может не воплотиться в жизнь. В этой связи возникает необходимость проработать резервные сценарии обеспечения регионов Сибири голубым топливом. На подмогу может прийти сжиженный природный газ (СПГ) — он более «мобилен» и не нуждается строительстве дорогостоящей инфраструктуры.
Ранее в феврале компания En+ предложила властям Красноярска отапливать промышленные районы города с помощью сжиженного природного газа, чтобы снизить нагрузку на экологию. Речь идёт о переводе на СПГ ряда котельных и частных домовладений. «Мы планируем обсудить с властями и сделать заправки на СПГ в Красноярске и перевести на СПГ несколько маршрутов городского транспорта, чтобы «разгрузить» экологию города», — сообщил журналистам руководитель энергетического дивизиона En+ Михаил Хардиков (цитата по РБК).
Ответ — за властями Красноярска. Но предложение от En+ очень актуальное и своевременное.
СПГ покоряет мировые рынки
В последние годы СПГ активно покоряет мировые рынки. Две страны-лидеры в сегменте СПГ-поставок — США и Россия. Основная часть произведенного этими странами топлива направляется в Европу. В 2019 поставки СПГ в Европу выросли почти в 1,7 раза, на 48,5 миллиарда кубометров, что сделало европейские страны крупнейшим в мире рынком сбыта СПГ после Японии. В 2020-м Европа продолжила потреблять СПГ — в целом за год импорт этого вида топлива составил 84 миллиона тонн, из которых 22 миллиона поставила Россия и 20 миллионов — Соединённые Штаты.
Очевидно, что Россия и США — главные конкуренты в сфере СПГ-поставок. По оценкам аналитиков, по итогам 2020 года производство СПГ в США приблизилось к отметке 50 миллионов тонн в год, а в России превысило 30 миллионов тонн.
На сегодняшний день СПГ-производство в России нельзя назвать развитым. Сейчас в стране действуют два крупных завода по сжижению природного газа: «Сахалин-2» мощностью 11,4 миллиона тонн в год, подконтрольный «Газпрому», и «Ямал СПГ» НОВАТЭКа (мощность — 16,5 миллиона тонн в год). Согласно стратегическому плану Минэнего, к 2035 году объём производства СПГ в России должен вырасти до 120-140 миллионов тонн в год. Но рост этот зависит от целого ряда факторов, из которых первую скрипку будет играть конкуренция с трубопроводным газом, который не намерен сдавать позиции без боя.
СПГ и трубопроводный газ: кто круче?
Главное преимущество сжиженного природного газа в том, что он не требует долгого и дорогостоящего строительства газораспределительной инфраструктуры. Другой момент: СПГ не привязан к конкретному рынку сбыта, а значит — нет рисков разрыва отношений с контрагентом. С другой стороны, после того, как СПГ произведен, он не может долго храниться на заводе или в танкере, а должен скорее попасть на рынок.
«Газпром», как монополист в поставках трубопроводного газа, активно отбивается от преимуществ СПГ и в качестве главного контраргумента выдвигает премиальность трубопроводного газа. Так, в декабре 2019-го заместитель начальника департамента «Газпрома» Николай Кисленко, выступая с презентацией в рамках форума «Газ России», сравнил трубопроводный газ со свежей клубникой, а сжиженный — с замороженной.
Тем не менее, когда мы говорим о поставках СПГ для внутреннего потребления в регионы России с плохой экологией, премиальность вообще не стоит на повестке.