+1 на рынке энергоресурсов: Segezha Group начала выпуск «зелёного» угля

Холдинг выпустил первую партию древесного угля в размере 10 тонн в Красноярске. Принесёт ли экологичное топливо прибыль крупнейшему лесозаготовителю и зачем акуле лесного бизнеса понадобился малёк в виде убыточной крошечной фирмы – вопросы дискуссионные. Но с экологической точки зрения инициатива точно положительная. Давайте разбираться.

«Древесный уголь по ряду показателей превосходит каменноугольный кокс. В нем выше содержание углерода, но меньше фосфора и серы, что немаловажно, например, для металлургии. Кроме того, применение древесного угля не сопровождается выбросами парниковых или токсичных газов в атмосферу. Это еще одна экологически и экономически целесообразная альтернатива ископаемым видам топлива», – заявил директор по климату и экологии Segezha Group Вячеслав Мутьев.

Сейчас Segezha Group совместно с ООО «Техноинвест» изготовила 10 тонн древесного угля. Пилотная партия проходит проверку качества. А мы в это время порассуждаем на животрепещущие темы вроде энергоэффективности, целесообразности, экологичности, маржинальности и так далее.

Для справки:
Segezha Group – лесопромышленный холдинг, входящий в АФК «Система» Владимира Евтушенкова. В Красноярском крае компании принадлежат АО «Лесосибирский ЛДК N1» (лесозаготовка, производство пиломатериалов и пеллет), ООО «Приангарский лесоперерабатывающий комплекс»(производство пиломатериалов) и ООО «Ксилотек-Сибирь» (лесозаготовка).

Инвестиционный проект по производству высокоуглеродистого порошкового биоугля и продукции на его основе в форме брикетов и гранул стартовал в 2023 году. В рамках его реализации на Приангарском ЛПК (принадлежит Segezha Group) будет размещено 10 линий Экокарбон для переработки насыпной древесины. Получается безотходное производство в деревообрабатывающей отрасли – голубая (или зелёная?) мечта экологов и всех тех, кто заботится о будущем Земли.

Кстати, приставка «зелёный» применительно к древесному углю не в полной мере соответствует истине. Древесный уголь действительно оказывает гораздо меньший вред экологии, но всё же выбросы в атмосферу от него есть.

При производстве древесного угля образуется угольная пыль, сажа и жидкие отходы, которые называют пиролизным маслом. Хотя угольную пыль можно брикетировать, гранулировать и затем реализовывать. Из релизного заявления Segezha Group пока не очень понятно, будут ли новоиспечённые углепроизводители что-то делать с отходами производства.

Немного ликбеза

Каменный и древесный уголь имеет в своей основе один и тот же материал – древесину. Разница в том, что каменный уголь появляется в процессе естественного разложения под действием высокого давления и температуры, а древесный уголь искусственно создается в специализированных печах методом пиролиза.

До недавнего времени каменный уголь и его производные были основным сырьём для твердотопливных котлов на предприятиях, особенно на теплоэлектростанциях. С экологической точки зрения использование этого топлива нецелесообразно, да ещё и если речь идёт о промышленных масштабах. Но в условиях отсутствия газопровода альтернативы углю практически не было. На одних лишь дровах производство не запустишь, а солнечными батареями или ветреными мельницами в нужных количествах мы не располагаем.

Так как каменный уголь считается самым «грязным» видом топлива, а на повестке у нас «эко», то лесозаготовители, коими и являются производители древесного угля, решили внести свой вклад в «озеленение» планеты, а заодно и поправить своё финансовое положение. В данном случае так называемый зелёный уголь – хорошее решение. При его сгорании в атмосферу не выделяются вредные соединения, а если учесть, что производить его хотят только лишь из отходов, то вложения необходимы только в оборудование.

С точки зрения теплотворности, древесный уголь вполне может составить конкуренцию каменному. Так, теплота сгорания древесного угля составляет 31 МДж/кг или  7404 Ккал/кг, а каменного – 29,3 МДж/кг или 6998 Ккал/кг. У антрацита показатели такие же, как и у древесного угля.

Дополнительно стоит учитывать ещё несколько важных факторов. Один из них – зольность используемого топлива. Процент зольности показывает количество золы, которая остаётся после сгорания.

Зольность каменного угля достигает 35%. Хорошей зольностью для каменного угля считается показатель примерно 10%. Для сравнения: антрацит (более глубокий пласт угля) имеет зольность 3-10%. А вот зольность древесного угля колеблется от 1% до 10% в зависимости от вида древесины и способа обработки. Таким образом, при сгорании тонны древесного угля останется от 10 до 100 килограмм золы, а от каменного в зависимости от марки в среднем всё равно будет больше золы.

Что касается экологической безопасности, то на этот вопрос однозначно ответить нельзя. Так как древесный уголь производят из деревьев, то он считается возобновляемым ресурсом и используется как в странах с низким и средним, так и с высоким уровнем дохода. Однако тут стоит обратить внимание как раз на возобновляемость, так как известны случаи производства древесины не путём выращивания деревьев, а через тотальную вырубку. Плюс для производства используются монокультуры, что ставит под угрозу биоразнообразие. Но хорошая новость в том, что Segezha и Теплоинвест планируют использовать для производства угля именно отходы древесины и неликвид. Хочется верить, что и свалки, оставленные холдингом, станут меньше, ведь проблем у него и так хватает.

Экология или экономия

Последние пару лет у Segezha Group дела идут не очень. Всё увеличивающееся санкционное давление дало о себе знать – поставки в Европу прекратились, отношения с Ближним Востоком и Китаем (основным покупателем) стали напряжённее.

«Мы сейчас экономим деньги, только поддержание текущего производства. Никаких новых проектов», – сказала директор по работе с инвесторами Segezha Group Елена Романова на конференции Смартлаб в октябре 2023 года.

Поэтому производство угля могло бы рассматриваться как высокомаржинальный проект, поскольку отходы лесопиления как таковые не приносят никаких пользы, а несут только расходы. В этом случае инвестиции в производство угля – возможно самое удачное решение холдинга за последнее время. В этой ситуации не до конца понятно, на кой крупной компании понадобилась крошечная и убыточная компания «Техноинвест» с минимальным уставным капиталом в 10 тысяч рублей и стажем работы чуть более двух лет (на момент запуска проекта не было и двух лет). По всей видимости ничего хорошего этот тандем не сулит. И вот почему:

ООО «Техноинвест» (ОГРН 1212400029434) было создано в октябре 2021 года, занимается фирма лесозаготовками. Компанией владеют её бывший гендиректор Алексей Давыдов (45%), Виктор Варьясов (25%), Андрей Джиоев (25%) и нынешний гендиректор Татьяна Сухова (5%). К слову, Сухова стала гендиректором примерно в то время, когда был запущен проект по производству древесного угля. По итогам 2023 года компания получила чистый убыток в размере 16,1 миллиона рублей, кредиторская задолженность составляет 9,4 миллиона, дебиторская – 5,5 миллиона рублей. Работает в компании один человек – тот самый гендиректор Татьяна Сухова.

Любопытный союз, но пока рабочий. К концу мая партнёры установили и запустили в эксплуатацию один модуль производительностью до 100 тысяч квадратных метров отходов деревообработки в год, который смонтирован в единую линию с установкой непрерывного пиролиза и системой подачи щепы. Сейчас ведётся отладка технологии, к середине июня производители обещали выйти на промышленные объемы производства.

Инициатива Segezha и Техноинвеста вполне может стать выгодной. У энергетиков, металлургов и сельхозпроизводителей в связи с климатическими изменениями и экономическими трендами растёт запрос на биоуголь и другие экологичные источники топлива. В металлургии угольные брикеты применяются как восстановитель при литье бронзы, латуни, а также при производстве ряда коррозионностойких сплавов и кристаллического кремния. Энергетики заинтересованы переводом ТЭЦ с каменного угля на древесный уголь, пеллеты или газ. В сельском хозяйстве древесный уголь применяют для восстановления земель и повышения урожайности, а также в качестве кормовой добавки в животноводстве.

Если учесть обилие сырья в виде отходов производства и неликвида, а также спрос на экологичное топливо, можно сказать, что тандем Segezha Group и Техноинвест может вылиться в  рентабельное предприятие. Особенно в том случае, если работа будет идти в соответствии с буквой закона.

Фото: dprom.online