Народный капитализм в действии

В конце 2022 года для тех, кто владеет акциями, появился замечательный сервис — E-voting. Или электронное голосование на собраниях акционеров. Система позволяет быстро и легко участвовать в голосовании по вопросам, которые правление той или иной компании выносит на рассмотрение акционеров. Чаще всего это, конечно, вопрос о дивидендах.
Проголосовать можно было и раньше. Брокерские компании пересылали сообщения о проводящихся собраниях, можно было заполнить бумаги и через брокера переслать. Но это было долго, непросто, да и стоило денег. Новый сервис гораздо быстрее и проще, система сама определяет по данным национального депозитария, есть ли у пользователя право участвовать в голосовании, дает доступ и отправляет заполненный ответ. Несколько минут и дело сделано.
На фоне громких событий появление этой системы кажется чем-то малозначимым и служебным. Однако, как нередко бывает, именно такие малозаметные события потом определяют все общественное устройство. Дело в том, что это — народный капитализм в действии.
Теория народного капитализма родилась не вчера, а еще в 1940-х годах в США и в Западной Европе, естественно, как ответ на бурное распространение коммунизма в мире и особенно в колониальных владениях. Предтечи этой теории были и раньше, теории «демократизации капитала» высказывались и в начале ХХ века, в частности, их критиковал В.И. Ленин. Суть теории состоит в том, что работники акционерных компаний приобретают акции этих компаний и таким образом становятся совладельцами капитала, наряду с крупными собственниками. Предполагалось, что это снизит уровень социальной напряженности и остроту противоречий между капиталистами и наемными рабочими, а также приведет к повышению уровня жизни трудящихся за счет дополнительных доходов от дивидендов.
Противники теории народного капитализма говорили, что мелкие акционеры почти не влияют на управление компаниями и это никак не подрывает господства крупных капиталистов. Также акционерные компании могут аккумулировать дополнительный капитал из сбережений своих работников, вложенных в акции.
На практике теорию народного капитализма пытались реализовать во многих странах, в частности в ФРГ, но, насколько можно судить, без особого успеха. Да и в России тоже делались попытки распределить часть акционерного капитала среди работников, например, в «Норникеле». При акционировании 25% капитала была передана работникам компании, но впоследствии доля частных держателей снизилась до 10%. Теперь Владимир Потанин собирается сделать второй заход к народному капитализму и снова увеличить долю частных владельцев до 25%.
Почему народный капитализм получился неудачным? Есть несколько причин. Во-первых, раньше вход для частных лиц на фондовый рынок был трудным и сложным, этим надо было специально заниматься. Во-вторых, столь же сложным было участие в собрании акционеров и голосование. Даже при желании это требовало времени. В-третьих, мелкий акционер, владеющий ничтожной долей в капитале компании, и дивиденды получал тоже небольшие; затраты времени и сил в сравнении с результатом говорило о невыгодности этого дела, и акции было проще продать, обменяв таким образом, заботы на деньги. Раньше мелкие акционеры просто не ощущали себя капиталистами, и это подрывало народный капитализм в корне.
Но нынешнее развитие технологий резко упростило доступ к бирже и к управлению компаниями. Теперь открыть брокерский счет и купить акции стало легко и просто, благодаря удобным брокерским сервисам от целого ряда банков. Появился уже упомянутый сервис по голосованию. В нем пока около полутора десятков компаний, но начало положено. Теперь даже небогатый человек может приобрести акции многих компаний с активной дивидендной политикой, получать дивиденды и участвовать в управлении. Затраты времени и сил стали очень небольшими, буквально полчаса за смартфоном в соответствующих приложениях. Теоретики народного капитализма середины ХХ века не могли об этом и мечтать.
Вот это обстоятельство позволяет существенно исправить наше общество и сократить разрыв между богатейшим меньшинством и небогатым большинством. Общество, в котором подавляющая часть активов принадлежит ничтожному меньшинству, не может быть устойчивым; достаточно лишь подходящих обстоятельств, чтобы вспыхнул конфликт на почве имущественных разногласий. Но когда большинство является совладельцем капитала, приносящего ощутимую выгоду, то конфликтовать становится уже нецелесообразно.
Новые системы позволяют гораздо проще и легче создавать акционерные компании, привлекать в них капитал. Вероятно, в будущем возникнут компании, в которых большая часть капитала будет принадлежать мелким акционерам, и при этом они будут управляться ими. Это в перспективе обещает изменение баланса во владении активами между меньшинством и большинством в пользу большинства, к чему стремились теоретики народного капитализма.
Если простой человек становится совладельцем, пусть даже и мелким, многих компаний, то его социальный статус меняется, и теперь это лицо, право имеющее, и получающее с этого права доход. По грубой прикидке, скопив акций на 5 млн рублей, можно получать порядка 250-300 тысяч рублей дохода в год, вообще не прикладывая к этому усилий, за счет прав акционера. Это уже будет существенная добавка к доходу от основной работы. Капитал в 10 млн рублей уже позволяет жить как рантье.
Наконец, для регионов это существенное экономическое подспорье. Дело в том, что простой человек может купить любые акции любых компаний, хоть в Москве, хоть в Петербурге, а подоходный налог он платит по месту регистрации в региональный и муниципальный бюджеты. То есть, житель, скажем, Иркутской или Магаданской области, ставший владельцем акций крупных федеральных компаний, да хоть того же «Газпрома», не только получает свою личную прибыль, но и подкрепляет местный бюджет, который идет на улучшение жизни в его регионе и городе. Потому, с точки зрения региональных властей, им становится прямо выгодно поощрять жителей своего региона к приобретению ценных бумаг — акций и облигаций, поскольку от этого возрастают доходы их бюджета.
Дело, получается, выгодное со всех сторон.