HR как он есть. Вахта. Любовь. Родина.

На рынке труда есть свои внутренние течения, связанные со спецификой бизнеса. Достаточно крупный и серьёзный сегмент рынка труда принадлежит вахте. Не каждый человек может эффективно работать вахтовым методом, не каждый специалист по подбору персонала берётся закрывать такие вакансии.

Для того чтобы познакомиться ближе с непростой темой вахты, мы нашли настоящего профессионала в этой сфере – Любовь Родину. Основатель федерального кадрового центра «Родина», создатель Ассоциации владельцев спецтехники Сибири и Объединения машинистов спецтехники. Яркая хрупкая женщина в суровом мужском мире.

Любовь Родина

Будучи наёмным работником, Любовь начала разбираться в больших машинах и серьёзных условиях вахты. Потом появилась уже своя спецтехника, клиенты и персонал. Пока вникала в суть дела, прониклась симпатией к этим большим машинам и суровым вахтовикам. И сейчас, уже будучи большим начальником, Любовь Фёдоровна – настоящий фанат своего дела.

— Любовь, как родилась идея с кадровым центром?

Я начинала со спецтехники. В 2018 году у меня были экскаваторы, а машинистов, как всегда, не было. И я поняла, что больше не хочу тратить время на обзвон базы кандидатов. Я создала группу в мессенджере для своих. Так и написала: «Машинисты. Иркутск». Туда внесла всех, с кем ранее работала. Список участников получился внушительным, была даже очередь на вступление в группу. Стала скидывать в группу вакансии. И свои, и от партнеров. Возникла новая группа вахтовиков-водителей. И понеслось. По сути, кадровый центр «Родина» родился из запроса «Люба, ты же со всеми общаешься, найди мне человека на объект, пожалуйста».

— Почему именно центр, а не агентство?

Мы шире, чем просто агентство. Нам важна судьба человека. Я часто выступаю третьей стороной в решении конфликтных ситуаций. Я отстаиваю интересы вахтовиков по зарплате и условиям проживания, но и от лица работодателей, бывает, доношу претензии. Работа вахтовика – это сложный труд. Попробуй по 12 часов за рулем без радио, фильмов, только музыка на телефоне, который быстро разрядится. И так 90 дней! Поэтому должны быть хорошие бытовые условия и возможности для отдыха. Люди обращаются в наш центр за помощью. Вот, например, сейчас мы решаем вопрос с вахтовиками, которых не вывез работодатель по завершении вахты. Сидят в лесу, ждут помощи. Очень хочу, чтобы вахтовики были защищены от недобросовестных работодателей, а работодатели были защищены от безответственных вахтовиков.

Мы активно работаем над повышением престижности вахты. В 2020 году я организовала конкурс «Лучший оператор экскаватора-погрузчика» совместно с «Тимбермаш Байкал». Это был первый конкурс и уже не единственный. Сейчас я являюсь партнером Минтруда Иркутской области. В 2025 году мы будем делать региональный этап федерального конкурса «Лучший по профессии» при поддержке Правительства Российской Федерации. Главный приз конкурса – миллион рублей.

— Это серьёзный конкурс!

Да, в мае будет региональный этап и в октябре федеральный этап. Сначала определённые регионы проводят региональный этап, выбираются лучшие, которые едут на федеральный этап. Иркутская область будет проводить федеральный этап конкурса по механизации. Это тоже моя заслуга! Мы будем проводить масштабное мероприятие на острове Конный.

— Вы первый человек на моей памяти, кто смог простроить конструктивные взаимоотношения с Центром занятости.

Сейчас он уже кадровый центр Иркутской области. Да, это отличный партнер для работы с реальными и потенциальными кандидатами. Например, с начальником управления кадровой политики и охраны труда министерства труда и занятости Иркутской области Денисом Владимировичем Обуховым мы организовывали красочный конкурс на площадке Сибэкспоцентра в рамках Ярмарки вакансий. Кадровый центр отлично помогает встраивать людей в программы обучения конкретным специальностям. У нас есть отличные примеры роста с простого машиниста до главного механика и владельца спецтехники! Было бы желание, а возможности есть всегда.

— На какие специальности сейчас наибольший спрос?

Сейчас всем нужны инженеры ПТО (вообще весь ИТР состав), водители категории С (самосвал) и машинисты спецтехники.

Фото с объекта ГОК Высочайший

Спрос огромный! Например, вакансий машиниста экскаватора только в Иркутской области тысячи! А ежегодно выпускают человек 17… Это большая беда! Я простраиваю активную работу с учебными заведениями. Например, мы устраивали экскурсии на рабочие места, чтобы учащиеся могли почувствовать хотя бы часть романтики вахты. Нам очень мешает стереотип о том, что вахтовый городок — это сарай, ведро вместо туалета и вечный доширак. Ну или тушёнка, вскрытая медведем, и ты за ним доедаешь. Но это уже не так! И про это надо говорить и показывать. У нас есть целая база реальных фотография из вахтовых городков. Вот столовая, вот банька. Конечно, случаются и медведи, но чаще прибегают лисы. Вахтовая работа — это полное снабжение. Питание, проживание, перелеты, спецодежда от носков до шапочки. Всё даётся! И зарплаты достойные. Есть возможность получать по 250-300 тысяч.

— Услуга «тайный вахтовик» была создана для получения максимально объективной картинки с места?

Да, чтобы мы могли увидеть реальное положение дел и понять, почему люди бегут. Мы отправляем проверенных людей, которые помогают увидеть, как работает вся цепочка от подбора до активной работы на месте. Всё происходит при максимальной секретности, но с фото- и видеоподтверждением. Благодаря таким «тайным» мы смогли и вскрыть бытовые проблемы, и найти нечистых на руку сотрудников.

— Как пережили пандемию?

О! Про это я могу говорить часами. У нас всё было очень интересно. Перед тем как заехать на вахту, мы заезжали в отель, отсиживались. Четырнадцать человек! Это вахтовики и один водитель. Машину, на которой они потом поедут, мы завозили на обработку. Её штамповали, чипировали – она закрыта и обработана, инфекции нет. То есть у меня на консервации две недели сидело четырнадцать вахтовиков, один водитель и одна машина. Это огромные деньги! Им платили зарплату, оплачивали проживание и питание. После карантина 14 человек грузились в машину. Их опечатывали штампом – инфекции нет. У них взяли все анализы, все тесты показали «отрицательно». Едем. Доезжаем до КПП. Если штамп на машине оказался вскрытым, то нас разворачивали обратно. И мы ещё на две недели садились обратно на карантин. Мужики выли, кто-то даже сбегал! Это было психологически очень сложно и страшно за людей. Ковид нам дался нервно. Я сама переболела три раза.

— А как в целом бизнес пережил эти сложные годы?

Все по-разному. Кто-то ужался. Кто-то поставил технику на консервацию, оставив только самую выгодную. Мы держались, даже как-то пытались развиваться.

Была поддержка от государства. 300 тысяч, но мы в неё не попали… Еще на диспансеризацию денег давали, но и там нам отказали. Но мы выжили!

— У Вас отличный управленческий опыт, организаторские способности. Почему остаётесь в этом суровом мужском мире?

Удивительная красота карьера Гурбей, Нижнеудинского района, Иркутской области

Бесконечно люблю и уважаю вахтовиков. Я не работаю! Я этим живу! С удовольствием придумываю мероприятия, собираю людей. Они очень искренние.  Хотя они иногда ведут себя, как детский сад «Рябинка». Есть проблемы и с алкоголизмом, и с наркотиками. Но мы боремся. Бесконечно люблю чаты, которые я создала. Они без мата, политики, ругани. Всё максимально доброжелательно.

Раньше я заходила на объект на харизме, на каком-то, может быть, озорстве. Сейчас меня уже многие знают. Из Любани, девочки с экскаваторами, я выросла до Любовь Фёдоровны.

— Как происходит подбор персонала на вахту?

Сразу скажу, на hh.ru мы вышли только сейчас. Не было необходимости! Мы создали отличную систему групп и чатов, которые позволяют быстро информировать о вакансии и собирать кандидатов. С «Авито» тоже бывает хороший отклик. У нас нет длинных цепочек собеседований, согласований. Тестирования нет, но есть техническое собеседование. Всё оперативно.

— Я давно не встречала такую феноменальную автоматизацию ручного труда у рекрутёра!

Да, это значительно убыстряет все процессы в работе. Наш технический директор автоматизировал практический всё! Ручного труда по обработке резюме и вакансий практически не осталось. Есть прекрасный бот «Петрович». Это чудо! Он и с кандидатами общается, и напоминания рассылает, и в базу данные заносит. У Петровича можно даже узнать, как отремонтировать технику! Имя он, кстати, сам себе выбрал.

— Какой совет Вы могли бы дать работодателям для того, чтобы они могли удерживать лучших специалистов?

Создайте в вахтовом городке хорошие условия для проживания. Чтобы 2-3 месяца люди жили без проблем. Именно это является поводом вернуться… Попробуйте сами прожить в городке хотя бы 10 дней, всё станет понятно!

— Что дальше? Есть уже планы и новые цели?

Планируем расти и развиваться. Мы расширяем перечень вакансий вахтовых работников. Важно хорошо подготовить и провести наши этапы федерального конкурса «Лучший по профессии». И конечно, мы продолжаем повышать престижность вахтовой работы!