Некоторое время назад, 18 октября 2024 года вышла новая версия проекта Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года. Как пишут, ее доработали после общественных слушаний. Вот в этой программе Красноярская АЭС, которая планировалась к строительству недалеко от Шарыпово, Красноярского края, была исключена из схемы в пользу Северской АЭС в Томске и Восточно-Сибирской АЭС где-то в Иркутской области или еще где-то в Восточной Сибири.
Еще в августе 2024 года «Росатом» проповедовал, что строительство АЭС на четырех блоках суммарной мощностью 5020 МВт предотвратит попадание в атмосферу 15 млн тонн углекислого газа в год, а сами реакторы будут самыми новейшими и инновационными. Кроме того, указывалось, что новая АЭС выгодна расположена между крупными предприятиями атомной промышленности: Электрохимическим заводом в Зеленогорске, Горно-химическим комбинатом в Железногорске и Сибирским химическим комбинатом в Северске.
И вот теперь все это перечеркнуто. Теперь, как высказываются в «Красноярском рабочем» некие эксперты, пожелавшие остаться неизвестными, размещение в Красноярском крае мощной АЭС приведет к нелепой ситуации, когда сибирские потребности в электроэнергии будут покрываться атомной генерацией, а сибирский уголь же будут возить в другие регионы, загружая железную дорогу. В Сибири нужна угольная генерация, да еще желательно на ультрасверхкритических параметрах пара. Это означает давление 30 МПа и больше, и температура пара 600 градусов и выше. Давление на 25% выше, а температура на 11% выше, чем в блоках на сверхкритических параметрах пара, при этом КДП вырастает на 28% — с 35% до 45%. В некоторых таких установках КПД достигает 49%, а расход условного топлива снижается до 250 граммов условного топлива на киловатт-час. Есть перспективы поднять температуру до 1000 градусов, а давление до 100 МПа. Дело хорошее, правда, есть нюансы. Сама идея и первые установки на ультрасверхкритических параметрах появились еще до Второй мировой войны, но с тех пор не получили широкого распространения из-за отсутствия подходящего материала, держащего одновременно жар и высокое давление. Вроде бы, есть сведения о том, что такие материалы появились.
В общем, позиция понятна. Там, где много угля — атом не нужен. Потому для Красноярского края запланировано строительство новой тепловой электростанции мощностью 1000 МВт. Если так рассуждать, то, может быть, вернуться к планам развития КАТЭК, которые предусматривали строительство десяти крупных тепловых электростанций суммарной мощностью 40000 МВт? Просто не очень понятно, зачем мелочиться?
Итак, четвертого энергоблока в Красноярском крае не будет. Поговаривают, что в качестве площадки для Восточно-Сибирской АЭС рассматривают территорию бывшего «Усольхимпрома» в Усолье-Сибирском, Иркутской области. Предприятие, которое чего только не производило, много лет назад обанкротилось, закрылось и теперь от него остались руины, частично разобранные и подчищенные. Предприятие занимало площадку к северо-западу от Усолья-Сибирского длиной 2,5 км и шириной 1,85 км, площадью 4,7 кв. км. Северо-восточнее от «Усольхимпрома» была железнодорожная станция, от которой на территорию предприятия было заведено несколько железнодорожных веток. Вокруг развитая дорожная сеть, включая трассу М-53, проходящую по юго-западной стороне площадки. Западнее проходят сразу несколько крупных ЛЭП. Есть даже довольно широкая, 1600 метров, защитная зона, разделяющая площадку и сам город.
В принципе, площадка удобная для строительства АЭС с точки зрения транспортной доступности и наличия инфраструктуры. В ходе строительства можно снести остатки химкомбината и завершить очистку территории от загрязнений.
Но и в этом деле есть нюансы.
Во-первых, к подобным разговорам можно относиться лишь как к слухам, особенно в свете скоропостижной смерти проекта Красноярской АЭС. При таком методе планирования любое решение может быть отменено в любой момент, как будто его и не было.
Во-вторых, для Усолья-Сибирского можно предвидеть много возражений.
Первое. АЭС на площадке «Усольхимпрома» будет всего в 60 км от западного выезда из Иркутска. Подальше, чем Ангарск с его комбинатом, но все же.
Второе. К северо-западу есть Черемхово с его угледобывающими предприятиями, и здесь также можно вывести логику в том же стиле, что рядом с углем АЭС не нужна.
Третье. АЭС оказывается между Братской и Иркутской ГЭС, и здесь также можно усмотреть противоречие атомной энергии с гидроэнергией. Да и зачем и без того энергоизбыточному региону еще одна мощная электростанция?
В свете этих аргументов вполне возможно предположить, что Восточно-Сибирскую АЭС стоит перенести дальше на восток, в Забайкальский край, страдающий от острого и растущего дефицита электроэнергии. Там АЭС может снабдить электроэнергией не только Забайкалье, но и дать переток на Дальний Восток, также сегодня энергодефицитный. Правда, будет трудно подобрать площадки, поскольку заброшенные предприятия в этом регионе не столь большие по площади, как в двух рассмотренных выше случаях. Можно предложить остатки старого апатитового завода недалеко от Улан-Удэ, но это очень близко к Байкалу.
Так что, думается, атомная эпопея в Сибири далеко не закончена и АЭС еще предстоит в проектах покочевать с места на место.