Неуважение к российским акционерам

Глава Polymetal Виталий Несис вскоре после продажи своих российских активов дал интервью «Интерфакс-Казахстан» о том, как будет жить его предприятие дальше. Но вот что-то заставило Несиса в очень негативной форме высказаться о тех акционерах, которые остались в России.
В сущности, вопрос прост — делистинг с Московской биржи. Вопрос этот, видимо, активно обсуждается. В принципе, ничто не мешало Несису высказаться сдержанно. Однако, эта часть его интервью просто поражает свом отношением к российским акционерам его компании.

Цитата

Придется дать большую цитату:

«Компании этот листинг больше не нужен, объективно не нужен он и инвесторам. Потому что акции, которые торгуются на Московской бирже, ущербные: до их владельцев не доходят дивиденды, они не могут голосовать. Но задача компании — поддерживать листинг и продолжать работать с акционерами, чтобы перевести их через обмен в Астану.
Нет никакой жесткой отсечки, до какого размера пакета на Мосбирже мы хотим дойти. Желательно, конечно, минимизировать количество акций, которые там застрянут. Но, повторюсь, это тупик. В московских акциях нет реальной ценности, это фиктивные ценные бумаги, если учитывать регуляторную реальность. Будем поэтому работать, объяснять, помогать с переводом. Надеюсь, что подавляющее большинство акционеров на Мосбирже все-таки мигрируют в Астану.
Но здесь вижу сразу несколько проблем. Во-первых, у нас достаточно раздробленная база акционеров. Кому-то, может быть, просто лень, кто-то не понимает, как организовать инфраструктуру на казахстанской стороне. Есть у инвестора акции, например, на $400, перед ним встает вопрос, стоит ли ради такого пакета открывать счет в другой стране. Сейчас думаем, как этот вопрос закрыть именно для мелкого ритейла.
Во-вторых, есть люди, которые живут в альтернативной реальности, до сих пор оптимистично настроены, надеются на радикальное изменение геополитической ситуации. Они считают, что вот-вот будет какой-то обмен одних активов на другие, а Euroclear откроет операции. Тем самым просто отрицают реальную жизнь.
Ну и третья проблема, пожалуй, сходная с первой: многие институциональные управляющие инвесторы держат акции для клиентов, и получить от них какую-то вводную для перевода или продажи бумаги крайне проблематично. Это неприятные последствия того факта, которым мы когда-то гордились, что база инвесторов Polymetal до начала масштабных санкций была чрезвычайно диверсифицирована. У нас было очень много мелкого ритейла, и сейчас мы вынуждены преодолевать последствия этой фрагментации».

И далее:

«Что касается влияния на цену в России, то это все больше становится похоже на рынок фанатских карточек корейских поп-групп: непонятно, чем именно торгуют, но делать это интересно и радостно. Поэтому, повторюсь, наша стратегия по отношению к акционерам в Москве — это их образование и пропаганда, а также снижение транзакционных издержек на миграцию».

Неуважение к акционерам

Можно было бы сказать, что руководство компании обсуждает возможный выход с Московской биржи в силу возникших затруднений, рассматривает различные варианты, среди которых можно назвать обмен, перевод, выкуп, или еще какие-то варианты.
Но трудно понять, что заставило Виталия Несиса обозвать акции своей же компании «фиктивными ценными бумагами» и даже «фанатскими карточками корейских поп-групп». Шокирующее заявление. Как-никак это часть акционерного капитала и весьма немалая — 8%. За этим капиталом стоят владельцы акций, многие из которых понесли серьезные убытки в силу резкого падения рыночной цены своих активов. Но многие еще акции держат, некоторые даже покупают их, что говорит о некотором доверии к компании и надеждах, что ситуация в будущем, может быть, не завтра, а в долгосрочной перспективе, изменится в лучшую сторону.
На мой взгляд, это вряд ли можно назвать иначе, чем самострелом, и Несис собственными руками серьезно испортил репутацию своей же компании, а также обесценивает ее капитал. Из его слов можно понять, что его самого и остальное руководство компании не так уж сильно заботят интересы российских акционеров. И что дальше? Продавать по любой цене, соглашаясь с убытками, или оставить на память?
Удивительный случай, надо сказать. Трудно даже припомнить что-то подобное, чтобы публично высказывалось подобное отношение к акционерам.

Несис рано радуется

Разумеется, у Несиса были причины для такого высказывания. Насколько можно судить, он весьма обрадовался тому, что ему удалось продать попавшую под санкции российскую компанию. Насколько можно судить, он выбрал сторону тех, кто сейчас противопоставляет Россию «цивилизованному рынку». Что же, это его решение.
Однако, стоит заметить, что этот самый «цивилизованный рынок» введением санкций против российских владельцев иностранных ценных бумаг повалил самые основы своей былой цивилизованности: право собственности и презумпцию невиновности.
Блокировка ценных бумаг и причитающихся по ним выплат была грубым ущемлением права собственности, которая ранее преподносилась как нечто незыблимое и нерушимое. Оказалось на деле, что это право и зымблимое, и рушимое. Оно было поставлено в зависимость от политической позиции, причем даже не отдельно взятых собственников, а правительства страны, гражданами которой они являлись. Это нарушение также и презумпции невиновности. Так что теперь там — не право собственности, а условное владение, зависимое от произвола власть предержащих тамошних стран. Думаю, что Несис это понимает и потому старается доказать свою лояльность подобными высказываниями.
С нашей точки зрения, подобное нарушение ранее декларируемых принципов — это фактор, полностью разрушающий всякое доверие западному рынку. Даже если иностранные ценные бумаги будут выкуплены, процесс чего уже начат, даже если будут выплачены дивиденды — все равно, доверия уже нет. Раз доверия нет, то и инвестировать становится слишком рискованно; на мой взгляд, такие инвестиции равнозначны тому, чтобы просто подарить свои деньги. Даже так, на мой взгляд: если в глазах Запада россияне виноваты во всем, то — кукиш им, а не инвестиции. Перебьются.
В свете этого можно высказать такое мнение — Несис рано радуется. В процессе превращения права собственности в условное держание главное начать. Потом уже и повода не понадобится, чтобы в чем-нибудь ущемить или просто конфисковать активы без объяснения причин. Потому я уверен, что Несиса могут разорить подчистую буквально росчерком пера. Собственно, росчерком пера его уже поставили в ситуацию, когда его компания сильно потеряла в капитализации, а потом была вынуждена продать 80% своей добычи. Почему это не может повториться? Может, конечно. Например, в формате запрета на бизнес, на транзакции, на приобретение имущества всеми предпринимателями российского происхождения. Родился в «неправильной стране» — все, запрет. И все его партнеры, потупив глазки, это выполнят, потому что комплаенс. Далее, в Казахстане тоже могут произойти события, которые сделают ее «неправильной страной». И тогда на остаток его компании тоже будет наложен запрет и санкций.
Могут сказать, что Несис учился и работал на Западе, там свой в доску человек. Допустим, что так. Ну как, помогло ему это против санкций против российского «Полиметалла»? Эта ситуация вызывает в памяти известное изречения Тараса Бульбы из произведения Николая Гоголя.
Впрочем, это его проблемы.
Polymetal Россию покинул, с акциями как-нибудь разберутся. Что же до всего остального, то пусть роет золото в своем «цивилизованном мире», пока ему это позволяют.