Не только курица – птица. Долетит ли индейка до Сибири и Дальнего Востока?

В 2025 году в России воплотят серию крупных инвестиционных проектов в индейководстве. В результате производство мяса индейки вырастет более чем на 10 процентов, на 45 тысяч тонн и составит, по прогнозам, 480 тысяч тонн. Об этом говорится в материалах Национальной ассоциации производителей индейки, показанных на III мясном симпозиуме, организованном исследовательской компанией NTech. В 2024 году прогнозируется рост три процента, в результате которого производство увеличится до 435 тысяч тонн против 422 в 2023 году. В 2030 году ждут 650 тысяч тонн.

Индейководство – самая молодая отрасль российского птицепрома. Она родилась в начале двухтысячных. В Советском Союзе индейку практически не выращивали, если не считать один селекционный центр в Ставропольском крае. Сегодня в общем объеме производства мяса птицы в России восемь процентов приходится на долю индейки. 

Диетическое мясо индейки, хоть она и в среднем в полтора раза дороже курятины, набирает популярность в стране не первый год, но потенциал рынка еще очень большой. Потребление индейки на душу населения в России составляет около трех килограммов в год (в 2013-м было 800 граммов, а к концу 2030 года тренд должен вывести на пять килограммов). При среднем росте потребления другого мяса на один процент в год в период 2012-2023 годов потребление индейки ежегодно росло в среднем на 25 процентов!

Немаловажно для развития соответствующей отрасли и то, что, к примеру, цены на курицу и свинину, в отличие от стоимости индейки, далеки от стабильности (в том числе и потому, что большая доля индейки продается через торговые сети на условиях «длинных» контрактов). Показатели в ритейле тоже впечатляющие. В 2023 году 55 процентов посетителей магазинов покупали продукты из индейки (в 2021 году таковых было 45 процентов). Перспективы очевидны. В частности, это использование мяса индейки в переработке и для детского организованного питания, растущей армией приверженцев ЗОЖ, кроме того, индейка – тот вид мяса, который разрешен в питании для представителей всех религий.

Инвестиционный бум начался в 2009-2013 годах. Но большая часть производства, конечно, базируется все еще в европейской части России. Но тренд находит развитие и за Уралом. Так, в 2024-м начали строить крупный птицеводческий комплекс в селе Целинном Алтайского края, причем с нуля. Стоимость проекта оценивается в 3,5 миллиарда рублей. 80 процентов инвестиций – это кредитные ресурсы (к слову, такая доля характерна для большинства инвестпроектов в агропромышленном секторе экономики). Окупить вложения надеются за восемь лет. Производить намерены шесть тысяч тонн мяса в год. Побольше, но сопоставимые масштабы производства в Омской области силами «Морозовской птицефабрики» группы компаний «Руском». У этой ГК за Уралом есть также производство мяса индейки в Тюменской области в годовом объеме десять тысяч тонн и планы вложить еще около 20 миллиардов в производство в Омской. Но, конечно, совокупные масштабы производства за Уралом пока скромные, если, например, сравнить с крупнейшим производителем индейки в стране – компанией «Дамате», предприятия которой произвели в 2023 году 237 тысяч тонн мяса индейки. В основном эти мощности расположены в европейской части России (а вообще, регионами-лидерами по производству мяса индейки в стране являются Тамбовская, Пензенская, Ростовская области и Республика Башкортостан).

Правда, в Тюменской области вывели на плановую мощность крупнейший в России племенной репродуктор индейки, который обеспечивает около 20 процентов отечественной потребности в инкубационном яйце (который построила все та же компания «Дамате», продукция поступает преимущественно на ее предприятие в Пензенской области). Вообще же, прирост производства собственного инкубационного яйца, пусть еще и только второго порядка, – большой успех российской отрасли. Рост – почти на 50 процентов за 2023 год и на 90 процентов за последние два года. Это позволило значительно снизить зависимость отечественного индейководства от поставок из-за рубежа. До конца 2026 года отрасль планирует повысить самообеспеченность с нынешних 55 до 80 процентов.

Но вот, к примеру, «Дамате» озвучивала в 2018 году планы инвестиций в размере 12,2 миллиарда рублей в строительство птицеводческого комплекса в Приморском крае на 22,5 тысяч тонн индейки в год, но проект пока не реализован. При этом с середины 1990-х до середины 2000-х годов именно Дальний Восток был одним из крупнейших потребителей импортной индейки в стране, которая, в основном, завозилась из США. Производство индейки сейчас в макрорегионе есть, но оно и близко не покрывает потребности. С другой стороны, трендом там является выход на рынок производителей всех типов сельхозорганизаций (средние, малые предприятия, ЛПХ, крестьянские и фермерские хозяйства).

Отдельно следует отметить перспективы российского экспорта. В 2015-2023 годах поставки индюшатины и соответствующих мясопродуктов за границу выросли с 0,35 до 25,6 тысячи тонн, то есть в 77 раз! Сегодня российскꭹю индейкꭹ можно найти на рынках Китая, Саꭹдовской Аравии, ОАЭ. Всего же Россия поставляет эту продукцию в 36 стран мира, отдавая при этом лишь шесть процентов от общего объема произведенного мяса.

Так что массово «долетать» до отстающих пока от птицеводческой моды Сибири и Дальнего Востока эта птица просто обязана.