Суд справедливо отделил минтай от котлет

Арбитражный суд Москвы отказал Росрыболовству в его иске к заводу «Русский минтай» на сумму более миллиарда рублей. Не поддержанные Фемидой претензии ведомства заключались в том, что предприятие не выполнило условие договора по производству продукции объемом 70 процентов от совокупного объема выделенных ему квот. То есть, попросту говоря, Росрыболовство ожидало, что вторая сторона договора выдаст готовую продукцию весом 70 процентов от всего улова…

Но это технически сложно.  Например, из 100 процентов улова минтая можно выпустить только 27,1 процента филе и 24,9 процента фарша. Конечно, можно выдавать только рыбу без головы, но потребители хотели бы упростить себе жизнь и в рассуждении возможности купить готовые котлеты.

И ведь «Русский минтай» вплотную приблизился именно к самому суровому варианту переработки. В рамках программы инвестквот в 2021 году он получил разрешение на вылов 14,6 тысячи тонн минтая и сельди. Согласно годовому отчету завода, из уловов вышло 10 187 тонн продукции, или 69,4 процента от суммарного объема инвестквот. Но въедливое Росрыболовство требовало на 100 тонн больше и решило через суд оштрафовать переработчика за этот недобор аж на миллиард. Эта сумма превышает чистую прибыль «провинившегося», причем кратно.

Но «Русский минтай» сумел доказать, что в договоре было прописана лишь необходимость направить на завод «70 процентов от совокупного объема квот». И речь не шла о производстве готовой продукции, которая по весу составляла бы именно 70 процентов от совокупного объема квот.

Суд счел доводы предприятия правомерными и встал на его сторону.

И пусть в России не прецедентное право (юридическая система, в которой основным источником права признается предыдущее судебное решение), все равно исход означенного конфликта должен вселить оптимизм и в других рыбопереработчиков.

Напомним, по весне компании, построившие рыбные заводы по программе инвестиционных квот, попросили вмешаться в ситуацию с астрономическими штрафами Росрыболовства полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Суть вопроса сводилась именно к означенному выше требованию. Причем соблюдать его (и как выяснилось после подписания бумаг, каждая сторона понимает это требование по-разному) предприятия обязаны в течение 15 лет. Эту проблему в письмах изложили, в частности, компании «Витязь-Авто» (входит в «Океанрыбфлот»), «Рыботорговая сеть», «Мурман Сифуд», «Камчаттралфлот» и группа «Баренц». Также переработчики попросили разрешить использование в нормативе переработки не только квоты инвестора, но и компаний из одной с ним группы.

Программа инвестиционных квот стартовала в 2016 году. Переработчикам, в частности, предложили вкладываться в строительство собственных береговых комплексов. В обмен на квоты на добычу рыбы. Вся же программа продиктована необходимостью восстанавливать отрасль. По добыче рыбы Россия на пятом месте в мире. А по потреблению – в третьем десятке. В том числе и потому, что отправлять полученный на Дальнем Востоке улов проще и выгоднее в Китай и Южную Корею.

Инвесторы откликнулись на предложение государства, построив в России уже свыше двух десятков заводов.

Вообще же, претензии у Росрыболовства скопились почти к 20 заводам, которые, выходит, перерабатывают выловленную рыбу слишком уж глубоко. Например, «Витязь-Авто» в 2020–2021 годах получил квот на 14,2–14,4 тысячи тонн минтая и сельди. Должен был выпустить 9,9–10,1 тысячи тонн продукции. Но произвел только 8,1 и 5,9 тысячи. Кроме того, есть и другие проблемы, которые помешали переработчикам удовлетворить регулятора. Это, в  частности, не завершенные вовремя пусконаладочные работы и длительное ожидание иностранных специалистов для настройки оборудования. По оценке президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Германа Зверева, общая сумма штрафов достигла 6–6,5 миллиарда рублей. Это сравнимо с собственно инвестициями компаний в отрасль по означенной программе.