Оленеводство на Чукотке — это не экономика, а собес

В окружной Думе Чукотского автономного округа состоялось собрание на тему развития оленеводства в округе. По итогам было принято решение увеличить поддержку оленеводства с 1,5 млрд рублей в 2024 году до 2,2 млрд рублей в 2025 году. На этом собрании обсуждалось много чего. И то, что поголовье оленей в округе достигло 114 тысяч голов, и то, что чукотские оленеводы получают поддержку по 25 направлениям госпрограммы развития агропромышленного комплекса округа, и то, что открывается обучение новым специальностям.
Обсудили, пожалуй, все, кроме экономической эффективности самого оленеводства. Вообще, какова стоимость продукции оленеводства на Чукотке за год? Скажу сразу, обнаружить эти сведения мне не удалось. Они наверняка имеются, но, если и публикуются, то так, чтобы сразу не найти.
Вообще, сама по себе программа развития агропромышленного комплекса Чукотки оказалась настолько интересным чтивом, что ее даже комментировать по большей части не нужно. Лишь пара примеров.
По программе развития агропромышленного комплекса Чукотки планировалось с 2013 по 2025 год израсходовать 26 млрд рублей, в том числе 1,7 млрд рублей из федерального бюджета. Из региональных средств — 23,8 млрд рублей, в том числе на 2024 год — 1,88 млрд рублей и на 2025 год — 2,17 млрд рублей. При том, что в 2025 году 320 млн рублей идет из федерального бюджета, видимо, почти всю эту сумму хотят загнать в оленеводство.
Кстати, в этой программе просто феноменальные целевые показатели. Что, например, ожидалось приобрести от вложения 26 млрд рублей? Прирост сельскохозяйственной продукции на 2,8% в 2021 году по отношению к 2015 году. Или прирост животноводческой продукции, в первую очередь оленеводства, на 1,2% в 2021 году к 2015 году.
Какие фактические показатели были в этой программе? Например, объем отгруженных товаров пищевой и перерабатывающей промышленности собственного производства должен был составить в 2024 году 729,7 млн рублей, а в 2025 году — тоже 729,7 млн рублей.
Просто феноменально! Люди вполне серьезно составляют, принимают и исполняют программу развития агропромышленного комплекса, который за год дает продукции по стоимости 28,3% от вложенной поддержки! Грубо треть от суммы поддержки. Это вряд ли можно назвать программой развития агропромышленного комплекса. Скорее, это слегка замаскированная благотворительность или, точнее, социальное обеспечение.
Это в первую очередь касается как раз оленеводства. Сколько оленины заготавливается за год на Чукотке, узнать непросто в силу любви местных органов к статистическим ребусам. Насколько я сумел разобраться в этом хозяйстве, есть валовая заготовка оленины, то есть как внутрихозяйственная, так и на продажу, и есть промышленная заготовка, осуществляемая в особо оборудованных забойных пунктах, которая в основном товарная. В целом, внутрихозяйственная заготовка идет в основном на нужды самих оленеводов, но часть ее продается, и в промышленной заготовке тоже может быт часть, которая отдается обратно оленеводам. Но эти тонкости интересуют мало, поскольку тут интересен вал.
В оленеубойную кампанию 2022 года было забито 8,3 тысячи оленей живым весом 717,5 тонн. Вот уже статистический ребус, поскольку живой вес животного не равно весу полученного с его убоя мяса. С оленя выход мяса колеблется от 57 до 65%.
На убойные пункты приходилось 4,1 тысяч голов или, если вычислить средний коэффициент из предыдущей цифры, 352,6 тонны. На убойные пункты приходится грубо 49% заготовленной оленины.
Теперь выход мяса. Возьмем коэффициент 60% выхода с живого веса, и получится: суммарно — 430,2 тонн, на убойных пунктах 211,2 тонн. 219 тонн оленины, таким образом, потребляют сами оленеводы.
В 2023 году было заготовлено на двух крупнейших убойных пунктах порядка 180 тонн, а в 2024 году планируется заготовить на них же порядка 210 тонн.
В 2023 году стоимость килограмма оленины в Анадыре составляла 585 рублей. Если взять примерно эту цену, то стоимость заготовленного мяса составит, в целом, 251,6 млн рублей, а заготовленного на убойных пунктах — 123,5 млн рублей. В 2023 году по программе выделялось 3,48 млрд рублей, в основном в оленеводство. Стоимость продукции оленеводства составила 7,2% от суммы этой финансовой поддержки. Это не считая того, что оленину закупают у оленеводов для нужд социальных организаций, и еще есть субсидирование потребления оленины в этих самых социальных организациях.
Это не экономика. Это совершенно нельзя назвать экономикой. Вообще, эти затраты следовало бы проводить по статье природоохранной деятельности или социальной поддержки, но никак не развития агропромышленного комплекса. Не нужно впадать в самообман. Оленеводство не дает и, видимо, не даст товарной продукции, достаточной для достижения хотя бы самоокупаемости. Поэтому его можно поддерживать как культурно-туристско-природоохранное явление. И при такой поддержке надо оленину у оленеводов забирать без оплаты, поскольку субсидий они получают в десять раз больше.
Что касается самого развития производства продовольствия на Чукотке, чтобы если не избавиться от завоза, то, по крайней мере, ослабить зависимость от него, то по такой программе ничего сделать нельзя. Теплицы, без которых продовольственное производство на Чукотке почти невозможно, оказались на самых задворках программы. Чукотке нужно 1,9 тысяч тонн овощей. В трех тепличных хозяйствах выращивается в год примерно 220 тонн или 11,5% потребности. Есть также и те, кто отваживаются растить овощи в открытом чукотском грунте. Как ни странно, но на Чукотке растет картофель, капуста, морковь и свекла. Правда, общее производство открытого грунта — 11 тонн.
При этом на тепличное хозяйство выделено 61,8 млн рублей в 2024 году. Продажная стоимость тепличной продукции составляет порядка 143 млн рублей. Если бы пару миллиардов рублей выделили бы на теплицы, то, глядишь бы, Чукотка избавилась от завоза овощей.