«Опережающих» иностранных инвесторов засекретят

Над механизмом привлечения иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока продолжают думать на федеральном уровне. Напомним, для этого в макрорегионе решили организовать специальный режим – международные территории опережающего развития (МТОР), приняв соответствующий закон в первом чтении еще в начале 2024-го.

Создание МТОР анонсировали в сентябре 2022 года на Восточном экономическом форуме. Учатся, прежде всего, у соседей: в качестве примеров рассматривали китайско-белорусский индустриальный парк «Великий Камень» и китайско-сингапурский «Сучжоу». В частности, в Белоруссии парк открыли в 2012 году под Минском. Там всякий резидент обязуется вложить не менее пяти миллионов долларов в приоритетные отрасли (например, машиностроение, электроника и телекоммуникации, фармацевтика, электронная коммерция). Инвесторам власти обещают отсутствие контрольных проверок, неухудшение условий деятельности в течение десяти лет, льготный визовый режим, а также применение иностранных технических нормативов (США, ЕС и КНР) для разработки проектной документации.

Резидентами белорусского индустриального парка стали дочерние компании как китайских корпораций (ZTE, Huawei), так и западных инвесторов: американского Veismed, австрийского Kronospan, швейцарского HESS.

В России МТОР добавятся к более чем сотне территорий опережающего развития, где действуют отечественные резиденты. Собственно, и иностранных резидентов оттуда никто не выгоняет, но новый подвид соответствующего режима предполагает, в частности, более длительные льготные периоды, а главное, возможность секретности для усиленной защиты от вторичных санкций, а также от утечки информации о привлеченных и рождающихся прямо на месте разработках и материалах.

В документе сказано:

«По заявлению юридического лица, намеревающегося приобрести статус резидента международной территории опережающего развития, либо юридического лица, получившего статус резидента международной территории опережающего развития, может быть ограничен доступ к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям о таком юридическом лице. 

Порядок ограничения доступа определяется правительством Российской Федерации. Сведения о юридическом лице, доступ к которым ограничен, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Банку России, судам, а также лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица, доступ к сведениям о котором ограничен». 

Ну и, конечно, льготы должны быть серьезные, иначе для чего даже дружественным иностранцам везти свои технологические секреты, пусть и взамен на секретность работы в России? Кроме того, власти, наверное, проанализируют уже имеющийся опыт разных ТОР, поскольку не все они показывают ожидаемую эффективность.

Предполагается, что площадь одной МТОР будет не более 20 квадратных километров, а в ее контур войдут максимум 10–20 компаний. Чтобы получить статус резидента, требуется заявить инвестпроект, предусматривающий выпуск инновационной продукции с объемом вложений не менее 500 миллионов рублей. Для сравнения, минимальная планка инвестиций для резидентов обычных ТОР на Дальнем Востоке и в Арктике составляет 500 тысяч рублей. Общий объем инвестиций резидентов МТОР ожидают на уровне 30 миллиардов рублей. 

В проекте до сих пор не была оговорена конкретная «высота» добавленной стоимости (а обеспечивать ее резиденты МТОР будут обязаны, как, собственно, и при работе в ТОР). То есть, выходит, надо делать все, что не просто добыча полезных ископаемых (наиболее перспективами направлениями предполагают инновационные решения в области обогащения руд и извлечению металлов на сложных месторождениях, проекты по организации сборочных производств, а также освоению технологий выпуска комплектующих и материалов).

Ожидается, что Госдума вот-вот окончательно утвердит закон, а запускать первый пламенный МТОР российской экономики станут уже в 2025-м. Скорее всего, в Приморском крае. Его губернатор Олег Кожемяко на Восточном экономическом форуме в сентябре обратился на эту тему напрямую к президенту и уже успел привезти в Москву свою модель. В частности, она включает безвизовый порядок въезда инвесторов и работников МТОР и отсутствие экспортных ограничений, предложения по налогу на недвижимость, НДС, НДФЛ, валютным операциям и валюте уставного капитала.

Вообще же, для будущих МТОР определяли четыре площадки в ДФО. Это Приморье, Хабаровский край, Приамурье и Еврейской автономной области. Очевидно, что для работы потребуются кадры, но пока о соотношении свободных трудовых резервов и потребности в них будущих МТОР не заявлялось.

Прежде всего, новый режим хотят организовать в расчете на китайцев. Но, к примеру, к этой возможности приглядываются и белорусы, которым нужен морской порт для перевалки минеральных удобрений.