В Якутии запускается новое железорудное производство. ООО «Якутская рудная компания» осваивает Сиваглинское месторождение железной руды, которое расположено в 135 км к северу от Нерюнгри. Месторождение недалеко от железной дороги, в 9 км. Немного в стороне, в 8 км находится еще одно железорудное месторождение — Пионерское, которым владеет компания «Якутуголь». Обе компании входят в состав «Мечела». Руда также пойдет в первую очередь на Челябинский металлургический комбинат (ЧМК), тоже входящий в «Мечел».
В целом, расположение довольно удобное. Однако сам проект, судя по сообщениям, находится в самой начальной стадии, почти буквально забития первого колышка. Нужно еще закупить оборудование и доставить его на объект, построить дорожную инфраструктуру, вскрыть карьер и подготовить площадки. Объем вложений составляет около 2 млрд рублей.
Особенность этого проекта в том, что он очень выгоден. Первое. Содержание железа в руде Сиваглинского месторождения колеблется от 48,6 до 53,3%. Это означает, что руду можно переплавлять в доменных печах или без обогащения, или с минимальным обогащением, в рамках подготовки к плавке на агломерационной фабрике. В России немного месторождений с такой богатой рудой; обычно металлургические комбинаты имеют дело с концентратом, получаемым из гораздо более бедных руд.
Второе. Инвестиции по прошлогоднему курсу, когда они планировались, составляют примерно 27,7 млн долларов. Между тем, стоимость миллиона тонн железной руды составляла в конце 2021 года 140 млн долларов. Даже если просто продать годовую добычу руды по среднемировым ценам, рудник окупится и сразу станет приносить прибыль. Себестоимость добычи руды без необходимости обогащения на месте добычи и строительства обогатительной фабрики, фактически работы одного карьера, должна быть очень низкой. Для сравнения, себестоимость концентрата из руды Гаринского месторождения в Амурской области (32% железа в руде) составляет порядка 43 долларов за тонну.
Тем более, что покупателей железной руды в России достаточно. Почти все металлургические комбинаты испытывают дефицит железной руды. Возможность купить хорошую руду, даже на условиях самовывоза с карьера, привлечет многие крупные комбинаты, в особенности магнитогорский ММК. Если «Мечел», по словам генерального директора Олега Коржова, обеспечен собственной железной рудой на 40-50%, то Магнитогорский комбинат обеспечен всего на 17%.
Третье. Переработка руды в готовую продукцию дает еще больше выгоды. Из миллиона тонн руды получается порядка 530 тысяч тонн железа, или 504 тысячи тонн стальпроекта, с учетом 5% потерь железа при плавке и прокате. ЧМК известен тем, что он производит железнодорожные рельсы. Новая рельса Р-65 с завода стоит 85 тысяч рублей за тонну или 1164 долларов по прошлогоднему курсу для сопоставимости счета. Таким образом, 504 тысячи тонн рельс будут стоить 586,6 млн долларов. Так что «Мечел» может рассчитывать примерно на 400-600 млн долларов валовой выручки по готовой продукции с этого железорудного проекта.
Запасы месторождения составляют 21 млн тонн. Если считать по рельсам, как показано выше, то это железорудное месторождение даст за время своего существования порядка 11,7 млрд долларов валовой выручки. Рентабельность крупнейших металлургических компаний в России составляла 31,4% в 2018 году. То есть, один железорудный проект даст 3,6 млрд долларов прибыли до выплаты налогов, процентов и амортизации примерно за 20 лет или по 180 млн долларов в год. В нашем случае прибыль должна быть повыше, поскольку средняя рентабельность российской черной металлургии считалась по довольно дорогому концентрату, получаемому из бедных железных руд.
Ну что тут можно сказать? Не думаю, что добывать золото будет доходнее.
Рядом с Сиваглинским месторождением находится Пионерское железорудное месторождение, с запасами 137 млн тонн руды и потенциальными запасами в 750 млн тонн. Если «Мечел» вышел на освоение этих железорудных месторождений, то это означает, что через 3-5 лет может возникнуть мощный узел добычи железной руды, который будет питать черную металлургию Урала. К тому же, вывоз руды на Урал несколько улучшит работу железной дороги, поскольку появится обратный груз для заполнения порожних вагонов, следующих на запад после выгрузки угля в Приморье.