Да, в буквальном смысле слова. Некоторое время назад были разговоры о том, что России нужны редкоземельные металлы (РЗМ). Они действительно очень полезные и необходимы в металлургии для легирования сплавов, в электронике, в электротехнике, в целом ряде других отраслей. Разговоры о развитии добычи редкоземельных металлов в России шли, конечно, с демонстрацией озабоченности тем, как же решить эту непосильно сложную задачу.
Теперь уже бывает забавно наблюдать за тем, как собираются люди из разных ведомств и организаций, которые ничего или почти ничего не понимают в обсуждаемом предмете, но при этом пытаются общими обсуждениями с озабоченным видом что-то «решить». Раньше на таких собраниях доминировали мастера пустопорожних речей, а теперь к ним добавились еще мастера создания презентаций. Как итог, после произнесения речей проблема как не была решена, так и не разрешилась.
Это, с одной стороны, забавно. Немолодые часто люди напускают на себя важность в том вопросе, в котором они не могут ни придумать, ни изобрести, полагая, что общими речами проблема как-то разрешится сама собой. При этом, что интересно, эти люди не слушают тех, кто может проблему изучить, придумать и изобрести подходящий метод решения. Логику подобного поведения лично мне понять так и не удалось. Если своих мозгов не хватает, надо развивать навык пользования заемными мозгами. Но, с другой стороны, это серьезный ущерб, поскольку отрасль, от которой зависит технологическое развитие страны, не идет вперед.
Поскольку болтовней и выражением озабоченности РЗМ добыть нельзя, что очевидно, то надо изучить, где у нас есть РЗМ и как их можно добыть. Тут нас поджидают интересные открытия.
Вообще-то РЗМ плещутся в реках. Если подземные воды где-то размывают породы с содержанием соединений РЗМ, обычно фосфатов или карбонатов, то в воде ручьев и рек есть микровзвесь твердых частиц соединений РЗМ или водорастворимых карбонатов. Например, в водах притоков Амура содержание РЗМ от 0,5 до 1 микрограмма на литр, а в реке Хайкта — 77,9 микрограммов или 0,077 миллиграммов на литр. При таком содержании грамм РЗМ содержится в 12,9 кубометрах воды. Есть примесь РЗМ в подземных водах, как питьевых, так и минерализованных.
В принципе, уже так можно разработать технологии извлечения РЗМ из вод, тем более, что такие разработки уже ведутся, в частности в Томском университете, а потом найти воды с высоким содержанием соединений РЗМ и начать их извлекать.
Но это далеко не все. Имеются материалы о том, что РЗМ содержатся в эфелях — отходах золотодобычи. В Якутии были проведены опытные работы по переработке отходов на одном из приисков в Уст-Янском районе. С помощью стандартного оборудования была создана линия, которая в сутки перемывает 400 кубометров песка, из которых получается 900 кг куларитового концентрата (куларит — разновидность монацита), содержащего 265 кг РЗМ, а также 66 граммов товарного золота. Вот это уже промышленные масштабы. Если пройти по всем приискам, где есть отвалы перемытой породы, взять и исследовать пробы, то можно создать целую подотрасль золотодобычи, которая будет давать РЗМ десятками, если не сотнями тонн в год. Для концентрата РЗМ устанавливается закупочная цена и золотодобытчики могут дополнить свой профильный бизнес еще и добычей РЗМ.
Далее, куларит и монацит имеются во многих речных отложениях. Например, куларит открыт в Вятско-Камской впадине, где в некоторых песках его содержание достигает 25 граммов на кубометр. В Ленско-Янском междуречье, где куларит и был открыт, имеются россыпи с содержанием до 16 кг на кубометр песка. Кроме того, возможно богатое содержание куларита в прибрежных осадках моря Лаптевых, куда его выносит реками. Однако, скорее всего, россыпи монацита и бастнезита — еще одного минерала, содержащего РЗМ, имеются почти повсеместно, во всяком случае в долинах крупных рек, собирающих обломочный материал с огромной территории. Более того, в Томском политехническом университете было выполнено интересное исследование на содержание минералов РЗМ в ветровой пыли. Так вот, вдоль береговых линий рек Зея и Амур выявлены ореолы с повышенным содержанием минералов РЗМ в пыли. Вообще, в этом исследовании выяснилось, что минералы РЗМ содержатся в пробах, взятых в Колпашево, Каргасоке, Усть-Баргузине, Сеиеробайкальске, Хабаровске, Благовещенске и других местах, где есть открытые пространства, на которых происходит ветровая эрозия. РЗМ носится в воздухе, а мы все вздыхаем, что у нас его мало. Просто поразительные вещи происходят у нас!
Таким образом, возникает возможность выработать такую стратегию поиска минералов РЗМ для последующей разработки. Первый пункт — проверка золотоносных россыпей, как отработанных, так и в стадии разработки. Везде, где есть монацит и куларит в песках, его надо извлекать. Второй пункт — «воздушная разведка», начатая Томским политехническим университетом. Очень интересный метод поиска перспективных районов для углубленной геологоразведки, так можно обнаружить пылевой след какого-либо месторождения, россыпей или эоловых отложений, интересных для разработки. Третий пункт — проверка крупных долинных и особенно устьевых россыпей, в которых накапливается монацит. У нас есть целый ряд рек, которые могут дать хороший результат: Амур, Волга, Дон (стоит указать, что у Мариуполя на побережье Азовского моря, имеется пляж с черным монацитовым песком), а также реки, впадающие в Северный Ледовитый океан, среди которых особенное место занимает река Лена с огромным песчаным баром, в котором могут быть очень богатые и разнообразные россыпи. Четвертый пункт — надо бы опробовать на РЗМ лёссы, распространенные более чем на половине территории России, поскольку в Колпашево явно пылят минералами РЗМ лёссовые отложения. В поисках РЗМ надо делать ставку на площадные методы. Точечный поиск на огромной территории со сложным геологическим строением неэффективен и ведет к сильнейшей недооценке наличных ресурсов. Фактически мы имеем только несколько районов, где РЗМ были обнаружены попутно и практически случайно. Сначала нужно оценить общую картину, хотя бы и грубоватыми методами, чтобы наметить районы, перспективные для более тщательного поиска.
Эту проблему с добычей РЗМ можно решить, если не быть ленивыми и нелюбопытными, если не заменять дела пустыми речами и не рассчитывать, что проблема разрешится сама собой каким-то магическим образом.