Пока идут споры по поводу уровня ключевой ставки, появилась любопытная статистика. Оказывается, что по данным Банка России, население России положило на банковские счета только за январь-июнь 2024 года 4,8 трлн рублей, из них около 1,5 трлн рублей пришлось на капитализацию вкладов. Всего на начало июня 2024 года российские граждане имели на банковских счетах 49,8 трлн рублей.
При этом, по подсчетам Банка России, за то же первое полугодие 2024 года объем наличных денег на руках у населения снизился почти на 600 млрд рублей.
За год произошло резкое изменение отношения населения к своим накоплениям. В первом полугодии 2023 года активность банковских вкладчиков была намного ниже, в 2,5 раза, что соответствует 1,92 трлн рублей. Теперь же население понесло свои доходы и сбережения в банки.
Вот это обстоятельство позволяет взглянуть на политику Банка России несколько с другой стороны. Думается, что основная задача политики высокой ключевой ставки состоит в том, чтобы, условно говоря, загнать деньги в банки.
В экономическом смысле это, во-первых, определенная консолидация финансовых средств страны. Население вкладывает в наиболее крупные и надежные банки, в которых формируются крупные финансовые фонды. Например, в конце 2023 года Сбербанк аккумулировал 22 трлн рублей вкладов населения. Для сравнения расходная часть российского государственного бюджета в 2023 году составляла 29 трлн рублей. Банки собрали средств примерно на полтора годовых госбюджета.
Во-вторых, наличность, сложенная в коробочки или коробки, просто лежит мертвым грузом, а сданная в банк и положенная на депозит поступает в оборот и работает на экономику. С помощью высоких ставок Банк России как бы вытрясает все наличные сбережения из коробок, из-под матрасов и других подобных мест, чтобы они пошли в банки. Вместе с ключевой ставкой свои ставки повышают и банки. За первое полугодие 2024 года средняя ставка выросла с 14,7% до 16%, а с учетом данных за начало июня — то до 16,6%. Таким образом у накопителей возникает серьезный соблазн, чтобы положить накопления в банк, поскольку при таком проценте депозит на квартал свободно дает 4% к сумме, то есть, к примеру, 40 тысяч к миллиону.
К тому же, в силу разных обстоятельств, закрылись многие другие традиционные пути накопления средств. Вложения в иностранную валюту, в доллары или евро, стали или невозможны, или слишком рискованны. Перевод денег за рубеж стал очень затруднен и очень рискован, поскольку средства российских граждан за рубежом могут заморозить или даже конфисковать. К тому же, платежи в иностранные банки проходят с трудом.
Если говорить о ценных бумагах, то ставки по депозитам теперь вдвое перекрывают ставки по большей части долгосрочных облигаций и дивидендную доходность самых лучших акций. Удивительно, но фондовый рынок перестал быть выгодным для инвестора по сравнению с банковским депозитом. Видимо, этим объясняется падение индекса Мосбиржи в мае-июне 2024 года, хотя в это время на бирже обычно ажиотаж и резкое повышение курса акций, поскольку компании выплачивают дивиденды и многие хотят заскочить до даты отсечки. В этом году биржа падала даже в момент приближения отсечки по крупнейшим плательщикам дивидендов. Это признак оттока средств с фондового рынка, когда продают все по сходной цене и выводят средства. Кто-то боялся введенных против Мосбиржи санкций, а кто-то старался переложить свои средства в ставшие высокодоходными банковские депозиты.
Теперь о том, чем вся эта история может закончиться. Политика высоких ставок — рискованна, поскольку может привести к финансовой пирамиде. Напомню, что финансовая пирамида — это система, в которой доход членам обеспечивается за счет постоянного притока средств новых участников, а не за счет какого-либо дохода, а выполнение обязательств перед всеми участниками системы заведомо невыполнимо.
Поэтому, если Банк России не занялся пирамидостроением в масштабах всероссийской банковской системы, что запрещено статьей 172.2 Уголовного кодекса России, то он должен довольно скоро ключевую ставку не просто снизить, а сбросить вниз, примерно до 7-8%, примерно до уровня рентабельности реального сектора. Если в этот момент Банк России расширит краткосрочное кредитование банков по низким ставкам, то они довольно легко закроют свои обязательства по высоким ставкам.
В конечном итоге, думается, получится перестройка всей накопительной системы в России, в смысле привычных инструментов финансовых накоплений. В новой системе, в которой и так очень высокая доля безналичных платежей (84% розничных платежей в 2023 году), центральное место будут занимать банки, предлагающие различные инструменты накоплений: депозиты, металлические счета, пенсионные программы и так далее. Накопление наличностью должно отойти на второстепенные позиции.