В развитии Дальнего Востока сложился своеобразный «государственный капитализм». Под этим подразумевается участие в инвестиционных проектах и оказание различной государственной поддержки с целью последующего наполнения бюджета доходами.
По словам министра по развитию Дальнего Востока Алексея Чекункова, сейчас в регионе реализуется 3,5 тысяч инвестиционных проектов с государственной поддержкой. Общий объем инвестиций составляет 9,6 трлн рублей, из них уже вложено 4,3 трлн рублей или 44,7%. Кроме этого ВЭБ.ДВ поддерживает 41 проект на 1,5 трлн рублей и 29 проектов на 96 млрд рублей реализуются по Дальневосточной концессии.
Дальневосточная концессия — это проект, в рамках которого инвестор строит на свои средства социальную инфраструктуру, а государство в течение не более чем 15 лет возвращает вложенные средства. Среди проектов освещение в Чите и Биробиджане, спортивные объекты в Магаданской области, горнолыжный курорт в Приморском крае и так далее. В 2022-2023 годах было выделено 96 млрд рублей. В 2024 году правительство решило направить дополнительные 41,4 млрд рублей на финансирование этой программы. Обычно эти проекты финансировались из бюджета и сталкивались со значительными трудностями. Привлечение частного капитала позволяет ускорить строительство объектов, важных для повышения жизненного уровня населения, а также снизить нагрузку на бюджет.
План по инвестициям в Дальний Восток перевыполнен по срокам. Предполагалось, что отметки в 10 трлн рублей инвесторы достигнут в 2030 году. Однако, уже в этом году сумма накопленных инвестиций может превысить эту отметку. Правительство работает дальше и собирается увеличить план по привлечению инвестиций.
Вложенные государством деньги уже приносят государству налоговую прибыль. Так, заместитель председателя Правительства РФ Юрий Трутнев в январе 2023 года приводил цифры, что за время действия преференциальных режимов, то есть с 2012 года, государство вложило в территории опережающего развития 181 млрд рублей, а получило доходов в бюджет, главным образом от налогов, — 228 млрд рублей, или на 47 млрд рублей больше. Это при том, что действовали очень низкие ставки налогов, введенные специально для поддержки инвестиций, по налогу на прибыль (0% в течение 5 лет после получения первой прибыли и 12% в следующие пять лет), страховые вносы — 7,6% вместо 30% в течение 10 лет после получения статуса резидента, налог на имущество организаций — от 0% до 2,2% в течение 10 лет.
В последующем доходы бюджета от реализованных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке значительно возрастут, когда окончится срок действия налоговых преференций. Инвестпроекты, реализованные в 2020-2025 годах, начнут платить налоги по базовым ставкам в 2030-2035 годах, в среднем, вдвое больше того, что уплачивается сейчас. При этом для проектов, уже вставших «на ноги» и освоивших прибыльную работу, не потребуется государственная поддержка.
Доходы бюджета от реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке можно направить как на финансирование общегосударственных расходов, так и на помощь другим регионам, испытывающим трудности в социально-экономическом развитии, а также можно реинвестировать в тот же Дальний Восток. В этом регионе еще много свободного места, много неразработанных полезных ископаемых и возможностей для создания крупного бизнеса в различных отраслях экономики. Тесная связка с азиатскими странами, которые представляют собой крупных потребителей, решают в основном проблемы рынков сбыта продукции. Можно мультиплицировать государственные средства.
К тому же, в настоящий момент правительство присматривается к тому, чтобы открыть дорогу крупномасштабным иностранным инвестициям в Дальний Восток. Пока их немного, по данным за 2023 год — 7% от общего объема. Пока что Дальний Восток — сфера вложения преимущественно российского капитала. Скачок интереса к инвестированию в этот регион, очевидно, связан с тем, что обычное направление инвестиций — вложения в страны Евросоюза или в проекты, ориентированные на Евросоюз — в силу политических событий оказалось нереализуемым и невыгодным.
Однако, вследствие крайне негативных процессов на мировом рынке, фактически распада единой мировой финансовой системы, угрозы инвестициям от различных политических факторов и решений, перед многими инвесторами в разных странах ставят нелегкие вопросы куда и как инвестировать. Если правительству России получится решить этот вопрос, то на Дальний Восток может довольно быстро потечь большой приток иностранного капитала из разных стран и разных юрисдикций. Причем самых неожиданных. Даже инвесторы из недружественных стран могут заходить в Россию через компании, созданные в нейтральных странах, лишь бы уберечь и прирастить свой капитал в нынешних сложных политических условиях.
В любом случае, «государственный капитализм», который был испробован на Дальнем Востоке, оказался эффективным и выгодным. Не исключено, что через 10-15 лет дальневосточные доходы госбюджета окажутся сопоставимыми с нефтегазовыми доходами, что приведет к столь вожделенному многими экономистами в течение всех трех последних десятилетий «слезанию с нефтегазовой иглы».