Большая стройка Восточного полигона: надежда на личный контроль Путина

Модернизация Восточного полигона стала главным государственным инфраструктурным проектом, который стоит на карандаше у первого лица государства. Сведём вместе все самые актуальные проблемы большой стройки.

Напомним, Восточный полигон расположен в границах четырёх железных дорог: Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной. Эксплуатационная длина железных дорог Восточного полигона составляет более 17 тысяч километров. Проект модернизации полигона предусматривает увеличение пропускной способности веток БАМа и Транссиба, что должно способствовать выполнению поставленной президентом Путиным задачи — наращивать экспорт угля в восточном направлении, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Страны АТР стали главными импортёрами на рынке мирового углепрома. Российские дальневосточные порты не смогут принять весь объём угольных перевозок, а существующих железнодорожных сетей сейчас недостаточно. Надо расширяться и наращивать пропускные способности.   

Проект модернизации Восточного полигона реализуется с 2013 года. Всё идёт негладко:  объекты принимаются в эксплуатацию с задержкой и сроки срываются, бюджеты раздуваются, работы выполняются некачественно. Первый этап планировали завершить в 2017 году, но потом сдвинули срок на 2020-й. В итоге первый этап завершается только в 2021 году.

Интересно, что сам БАМ в своё время с нуля проложили за 10 лет, а проект его модернизации тянется уже восемь лет. В 2021 году со скрипом запустили второй этап модернизации, который, как планируется, завершится к 2024 году и приведёт к увеличению пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 миллионов тонн. Суждено ли этим планам сбыться — большой вопрос.

Путин не даёт спуску

Личный контроль со стороны Владимира Путина должен поспособствовать тому, что второй этап модернизации окажется не таким провальным, как первый. Восточный полигон сейчас регулярно становится темой важных правительственных совещаний, проходящих под предводительством президента в том числе.

В первой декаде июня к Восточному полигону прикрепили «смотрящего». По поручению Путина была создана Комиссия по вопросам реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока — она и занялась координацией действий чиновников и бизнеса в части модернизации Восточного полигона. Возглавил новую структуру зампред правительства Марат Хуснуллин, его заместителями были назначены генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров и министр транспорта РФ Виталий Савельев. Всего в комиссию вошло 25 человек: профильные министры и главы регионов Сибири и Дальнего Востока.

Такой надзор со стороны власти за проектом модернизации Восточного полигона — это, без сомнения, большой знак минус руководству РЖД. Контролируют — значит, не доверяют. И чем больше контролируют, тем больше не доверяют.

В начале июля, когда Путин поручил найти виновных в затягивании сроков модернизации БАМа и Транссиба, стало понятно, что РЖД расписались в фиаско. Счётной палате поручено до 15 января 2022 года проверить эффективность расходования средств, привлечённых за счёт инвестиционных надбавок к тарифу для потребителей услуг РЖД. А силовым ведомствам и контрольным органам до 15 апреля того же года необходимо будет проверить законность расходования бюджетов. Тот факт, что одним из ответственных за поиск виновников назначен действующий глава «РЖД» Олег Белозеров, наводит на мысль, что в затягивании проекта подозревается предыдущее руководство монополии.

Делёжка между грузоотправителями

Тем временем бум в угольной промышленности привёл к тому, что мощности БАМа и Трансиба оказались перегружены. Грузовые железнодорожные составы с сырьём стоят в очереди, будто в пробке в час-пик, в ожидании своей очереди на перевозку.

В колокол уже забил Игорь Сечин — он переживает за свои нефтяные поставки. Глава «Роснефти» обратился к премьер-министру Михаилу Мишустин с предложением не давать углю приоритет при вывозе грузов по инфраструктуре Восточного полигона, поскольку это создаёт риски для других сырьевых отраслей, в том числе для нефтянки.

Сейчас у РЖД с Кузбассом действует соглашение на вывоз в этом направлении 53 миллионов тонн. Есть договоренности по дополнительным 15 миллионам тонн к 2024 году. Соглашение по Кузбассу заключалось в качестве исключения из общего правила — по причине особой социальной важности угольного вопроса для региона, но такого же исключения сразу же захотели другие. В борьбу за мощности Восточного полигона вступила СУЭК. В компани предложили использовать эту схему для других регионов Сибири и Дальнего Востока — заключить с ними аналогичные соглашения и предусмотреть увеличение объёмов.

Рабочую силу привлекут из других стран

Всё ещё висит в воздухе вопрос рабочей силы. По словам вице-премьера Хуснуллина, сейчас в проекте модернизации задействованы только 11 тысяч человек, тогда как необходимо 15 тысяч. Чтобы восполнить кадровую брешь, российское правительство намерено привлечь для работ по реконструкции полигона специалистов из Белоруссии, Киргизии и Узбекистана.