Субсидия не поможет: в центральной России подорожает минтай

Склады на Дальнем Востоке переполнены дешевой рыбой. Минтай, скумбрия, сельдь и другие недорогие виды занимают 60% объемов, скоро некуда будет складывать лосося. Стоимость минтая во Владивостоке снизилась вдвое, а в центральной России скоро вырастет на 10%. Все потому, что рыбаки и трейдеры не могут добиться справедливых цен на перевозку продукции от РЖД. С начала года транспортировка подорожала в два раза.

Как сообщили в Росрыболовстве, стоимость перевозки в рефрижераторных вагонах в августе достигла 16 рублей, в рефконтейнерах – 20 рублей, а в авторефрижераторах – 22 рублей за килограмм. В начале года эти значения составляли 9, 10 и 15,5 рубля соответственно. В прошлом году на пике цен в период путины стоимость поднималась максимум до 15-16 рублей за килограмм, поэтому в агентстве считают, что для двукратного роста цен нет объективных экономических оснований. Представители Росрыболовства обратились в ФАС с просьбой оценить ценообразование, однако в антимонопольной службе пока не прокомментировали ситуацию.

Сильнее всего рост стоимости перевозок отразился на самой недорогой продукции. При конечной стоимости килограмма минтая около 100 рублей отдавать 15-20 рублей за перевозку – слишком дорого. Производители и трейдеры уже начали сокращать и даже полностью останавливать отгрузки дешевой продукции, что привело к переполнению холодильных складов и падению цен на Дальнем Востоке. Минтай без головы в августе стоил в магазинах Владивостока 58 рублей за килограмм против 101 рубля два года назад. При этом в центральной России федеральные сети получают предупреждения от поставщиков о грядущем повышении цен на 10%.

Проблема высокой стоимости перевозки рыбы и морепродуктов поднимается каждый год в период завершения лососевой путины. Из-за повышенного спроса на рыбу перед новогодними праздниками и высокой потребности в холодильных мощностях объёмы перевозок растут. В период повышенного спроса перевозчики стараются заработать побольше, компенсируя периоды низкой загруженности. Однако в этом году ситуация усугубилась еще и изменениями в экспортной логистике. Китай, один из основных покупателей, сначала полностью закрыл границы из-за пандемии, а теперь ввоз товаров осуществляется исключительно рефконтейнерами, стоимость перевозки в которых выше, чем в рефвагонах.

Ежегодно рыбопромышленники и Росрыболовство ведут диалоги с железнодорожниками и властями. Регулярно власти обещают пройтись по всей цепочке – от причала до прилавка, чтобы обеспечить доступность рыбной продукции для населения с минимальными наценками. Однако каждую осень картина остается неизменной. В июле 2021 года председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому правительство должно просубсидировать перевозки минтая с Дальнего Востока.

Идея в том, чтобы компенсировать РЖД льготные тарифы, которые будут установлены для перевозки продукции из минтая. По мнению правительства, это должно увеличить объем поставок минтая, снизить их стоимость и высвободить необходимые холодильные мощности на берегу. Однако главная проблема в сфере перевозок – дефицит подвижного состава и его низкая оборачиваемость. Получатель субсидии в 600 миллионов рублей – РЖД, однако госмонополия не является собственником подвижного состава. Хотя такая стимуляция поможет перегонять на восток порожние вагоны и контейнеры, это не решит проблемы с их дефицитом. Кроме того, обещанные деньги до сих пор не выделены.

Подходить к решению проблемы с логистикой стоит комплексно. Как и во многих других отраслях промышленности, большая часть выловленной рыбы уходит на экспорт в виде сырья. В Китае или Южной Корее рыбные тушки перерабатывают, и значительная часть из них снова попадает в Россию – но уже совсем по другой цене. Очевидно, что готовую продукцию перевозить намного выгодней: у нее высокая добавленная стоимость, а объемы значительно меньше, что снижает стоимость логистики. Однако береговая переработка в России развита слабо, и даже та рыба, что не уходит на экспорт, по большей части перерабатывается в центральной части страны. Рациональнее было бы поддержать не перевозчиков, а производителей, чтобы стимулировать их на развитие собственных перерабатывающих мощностей.

Также отличным механизмом поддержки могли бы стать госзакупки. Сейчас 30-40% внутренних поставок минтая приходится на госучреждения, больницы, школы, исправительные учреждения и армию. Если в этом секторе увеличить объем закупок минтая, это поможет реализовать его излишки и поддержит производителей.

Еще одна проблема – излишняя бюрократия в цепочке поставок. Так, перед тем, как рыба отправится на запад, всю партию с судна сначала должны перегрузить на берег: в контейнеры, вагоны, автомобили или в портовый склад. Только когда последняя рыбка будет на своем месте, что занимает около недели, ветконтроль начинает проверку всей партии – на это уходит еще несколько дней. Все это время вагоны простаивают, растет стоимость перевозки. Упрощение и оптимизация этой процедуры могли бы значительно уменьшить сроки доставки продукции.

Вместо этого власти выделяют очередную субсидию РЖД – структуре, которая и так не обделена средствами. Являясь монополистом на рынке перевозок, госкомпания стремится не обеспечить качественную и доступную перевозку товаров, а получить с этого максимально возможную прибыль. Из этого вытекают и негибкие тарифы, и их рост пропорционально росту на энергоресурсы и инфляции. Такой капиталистический подход в условиях отсутствия конкуренции может привести к тому, что в ближайшее время население центральной части страны вовсе останется без доступной рыбной продукции. А если к этому добавить неурожай картофеля и зерновых – зима обещает быть тяжелой.