Энергетический кризис образца 2021 года заставляет страны мира пересматривать свою энергетическую политику. В большей степени пошатнулось мировоззрение Европы, которая только-только задала себе курс на «озеленение» экономики, и тут грянул коллапс.
ВИЭ не справляются
Цены на газ и электроэнергию бьют рекорды, а возобновляемые источники энергии не справляются с возросшей нагрузкой от увеличения темпов промышленного производства. Это заставляет европейцев смягчиться по отношению к атому и теплее смотреть в сторону угля.
В своё время, в конце 2000-х, Европа стала внедрять возобновляемые источники энергетики как политический шаг: чтобы снизить импортную зависимость от традиционных энергоносителей из России. Была поставлена задача наращивать долю ВИЭ в энергобалансе европейского континента. Нишу для ВИЭ освободили атомные станции и уголь — от последних решили постепенно избавляться. А сейчас конъюнктура такова, что только уголь и атом могут удержать Европу от окончательного скатывания в энергетический коллапс. Шутка ли: Швеция в этом году просила население не включать пылесосы, чтобы снизить потребление электричества.
Есть пример Китая, который тоже предпринимает попытки шире внедрять ВИЭ, однако дорожку к традиционному топливу оставляет проторенной. Такой подход, несомненно, более рационален. Схожей политики придерживается Франция, где сохранилась атомная энергетика.
Стало очевидным, что политизировать энергетику нельзя. Выстраивать стратегию долгосрочного развития необходимо с точки зрения адекватной оценки рынка, а главное — исходя из природно-климатических условий.
Споры вокруг первопричины кризиса
Тем не менее Европа не считает возобновляемую энергетику первопричиной текущего кризиса. Международное энергетическое агентство, проанализировав ситуацию в Европе, тоже заявило, что ВИЭ точно не виноваты, причины энергокризиса носят комплексный характер.
В России раздаются полярные мнения. Так, Анатолий Чубайс ранее заявлял, что основу для нынешнего роста цен и нехватки сырья заложил именно глобальный энергопереход, а факторы вроде дорогого газа или уменьшения выработки ВИЭ из-за периода слабого ветра лишь обостряют ситуацию.
Свет в конце тоннеля
Пока горизонтов окончания турбулентности на энергетическом рынке не видно. Объёмов газа в хранилищах ЕС недостаточно, вокруг наращивания поставок газа из России много споров и противоречий. На этом фоне до европейского рынка рвётся «Роснефть». Глава компании Игорь Сечин просит президента дать доступ к трубе «Газпрома», чтобы экспортировать в Европу 10 миллиардов кубов газа из ресурсов «Роснефти» и помочь стабилизировать ситуацию.
Впереди у европейцев — холода. Власти думают над мерами поддержки для населения и бизнеса, среди которых: снижение налогов, прямая поддержка наиболее уязвимых слоев населения, субсидии для компаний. Пока всё настолько плохо, что в Европе впервые за несколько лет возрос спрос на уголь. Цена на газ в $2000 за тысячу кубов уже не кажется нереальной.
Читайте ранее по теме:
Энергопереход отменяется? Мир на пороге энергетического кризиса