Ледокол нового типа и нравы бедной страны

Снова придется сказать о печальной судьбе изобретателей, чьи разработки могут дать не просто серьезные деньги, а вообще радикально изменить целые отрасли российской экономики.
Капитан дальнего плавания Юрий Чашков, долго ходивший по северным морям, в том числе помощником капитана на ледоколах, предложил новый тип ледокола.
В отличие от существующего типа ледокола, который имеет широкий и плоский нос, помогающий ему взбираться на лед и ломать его всем весом судна, ледокол Чашкова имеет острый нос, по бокам которого установлены несколько ступеней под углом в 30 градусов к поверхности льда (см. на фото). Они направлены в сторону кормы. Ледокол Чашкова сначала взламывает лед острым носом, а потом ступени на носу срезают с него куски шириной по 4-5 метров, в ширину ступени. Лед ломать на сдвиг гораздо проще, чем на изгиб. Срезанные куски льда поток воды от ступеней загоняет под воду, под лед по сторонам канала и там они прилипают снизу ко льду.
Прекрасная идея! Не нужны огромные мощности судовой установки. Ледокол типа «Лидер», традиционного типа, имеет два реактора и мощность 120 МВт. Очень мощное судно и очень дорогое. Фрахт его стоит около 100 тысяч долларов в сутки. Ледоколы Чашкова обещают быть гораздо менее мощными и несравненно более дешевыми.
Можно строить также речные ледоколы, которых у нас нет почти ни одного. Тогда появляется возможность круглогодичного судоходства по северным рекам, в первую очередь по Оби, Енисею и Лене, а также в губах. Ледоколы Чашкова сделают каналы на фарватерах, и буду периодически их прочищать, а намерзающий за несколько дней лед не опасен и легко проходим даже для судна без ледового усиления.
Ледокол Чашкова дает нам совершенно другую транспортную систему Сибири, Дальнего Востока и Арктической зоны, чем есть теперь.
Цена вопроса — 30 млн рублей на испытания в Крыловском научном центре.
И вот тут начинается все то, что обычно преследует наших изобретателей. У нас бедная страна. Ни у кого нет денег, чтобы превратить идею в прибыльный бизнес. Сам Чашков сможет наскрести миллионов пять. Но найти 30 млн рублей оказалось непосильной задачей. Их не возьмешь в кредит, поскольку это на данном этапе безвозвратные вложения в НИОКР. Эти затраты окупятся потом, когда будут построены ледоколы нового типа, когда они заработают и отобъют инвестиции. Расходы на испытания будут просто добавлены в стоимость постройки судов нового типа. При наших неспешных темпах это 5-6 лет при самых благоприятных обстоятельствах. Так что кредит — это не решение.
Нужен человек, точнее руководить, который смог бы достать из сейфа 30 млн рублей и израсходовать их на полезное дело по своему усмотрению, ни перед кем не отчитываясь. Вот тут и оказывается, что даже у руководителей высокого ранга таких денег в личном распоряжении нет. Даже у директоров крупных корпораций с многомиллиардными оборотами.
Проблему мог бы решить какой-нибудь олигарх, для которого 30 млн — это не деньги. Но олигархи обставлены всякими советниками, помощниками и секретарями, так плотно и многослойно, что капитану Чашкову проще взломать лед на Карском море, чем пробиться через это окружение олигарха.
Нравы бедной страны. В которой за каждую копеечку трясутся и требуют подтверждающей бумажки. Для того, чтобы стать богатыми и экономически развиваться, нам нужно в первую очередь покончить с этим нищебродством. Тогда ледоколы капитана Чашкова выйдут на северные реки и на Севморпуть.