Премьер-министр России Михаил Мишустин поставил задачу Министерству сельского хозяйства и Министерству финансов разработать программу освоения неиспользуемых земель. По подсчетам министерств, таких земель в России – до 100 млн га. С 2022 года программа должна была начать работать.
Подобную программу инициировал Дмитрий Медведев, когда занимал пост премьер- министра. В его план входило постепенное освоение пустующих земель, пригодных для пашни: с 2021 года по 700 тыс гектаров, и только с 2026 года – по 1,5 млн га в год. Дмитрий Патрушев тогда оценил стоимость проекта в 1,4 трлн рублей. 888 млрд должен был покрыть федеральный бюджет.
Мишустин пересмотрел и сроки, и стоимость программы. Он поручил главам министерств ускорить процесс разработки. Отчитаться о проделанной работе Дмитрий Патрушев и Антон Силуанов должны были 23 марта 2021 года.
По докладу Дмитрия Патрушева, стоимость программы сократилась до 754 млрд руб. Сроки – по-прежнему 10 лет, планируемая площадь земель, которые нужно вернуть за этот период – 13 млн га.
Основные разногласия возникли из-за вопроса – какую землю считать неиспользуемой? После распада СССР бывшие колхозные земли отошли в частную собственность. Не все использовались по назначению. Большое количество земель заросло лесом. В настоящий момент «несанкционированного» леса – около 80 млн га. Лес и стал камнем преткновения.
Согласно недавно принятым правилам, земля считается неиспользуемой, если хотя бы на 25% пригодных под пашню земель растет лес. Эта земля подлежит изъятию. Опасность такого нововведения в том, что собственники, не желая лишаться земли, просто выжигают лес на своей территории, что чревато масштабными лесными пожарами.
В сентябре 2020 года приняли закон о лесных угодьях: владелец земли может подать заявление и сообщить о том, что выращивает лес для собственных нужд. Спор о сельскохозяйственных землях продолжается.
Вывод напрашивается неоднозначный: а нужно ли России вообще такое количество сельскохозяйственных угодий? Смогут ли агрохолдинги освоить такие площади? Новые разработки в области сельского хозяйства позволили повысить количество урожая с гектара. Увеличение площадей пашни повлечет за собой огромные дополнительные расходы: техника, рабочая сила, хранилища. Отдельная задача – организовать рынок сбыта так, чтобы не было перепроизводства.
Можно сказать, что программа, анонсированная Мишустиным, Минфином и Минсельхозом, может стать причиной серьезного экономического дисбаланса. Спрос на сельхозугодья и выгода от них не столь очевидна. При этом спрос на древесину увеличивается с каждым годом. Вопрос, имеет ли смысл уничтожать леса ради пашни, все еще актуален.