Мусорный провал в Томске: неумение планировать и организовать

В Томской области депутаты обсуждали мусорную реформу в регионе. Там, впрочем, не было ничего необычного, и в данном случае Томская область выступает лишь как некий пример неудачи в сфере обращения с бытовыми отходами, и вместо названия этой области можно, пожалуй, поставить почти любой другой регион России.
По сообщению и.о. начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Максима Кривова на заседании комитета Законодательной Думы Томской области по строительству, инфраструктуре и природопользованию, область сталкивается с переполнением полигонов и тем, что не могут найти для Томска, Томского района и Северска.
Доклад по состоянию системы обращения с ТБО отражен в прессе так, что ничего толком нельзя понять. Например, полигон ТБО в Асино. В июле 2018 года говорилось, что там будут строить полигон и запустят его в 2019 году. При этом, уже в сентябре 2014 года полигон в Асино был зарегистрирован как действующий. Что планировали строить? Расширять имеющийся или строить дополнительный? Теперь говорят, что полигон ТБО в Асино перестал функционировать. Трудно понять, что там происходит, какие были планы и как они выполнялись. Построили что-то или нет?
В 2018 году говорилось о строительстве пяти мусоросортировочных комплексов. В январе 2021 года говорилось, что в Томской области работает только одна мусоросортировка в Северске. Надо понимать, что новых мусоросортировок не построили. Что, в общем, неудивительно, поскольку затраты на систему обращения с ТБО оценивались в 5 млрд рублей, и не из бюджета, а из средств инвесторов. Интересно, что в России можно найти инвесторов, готовых выложить такие средства?
Интересно и другое. По данным компании «Нетмус», поставляющей оборудование для переработки отходов, стоимость оборудования для завода мощностью 4000 тонн в год составляет 11,5 млн рублей. В Томской области ежегодно образуется порядка 60 тысяч тонн твердых бытовых отходов. Так что для переработки этого количества отходов потребовалось бы 15 заводов суммарной стоимостью 172,5 млн рублей. С затратами на стройку и другими расходами, вложения можно было бы оценить в 300 млн рублей. Откуда тогда берутся миллиарды в областных программах по переработке мусора? Разве требуется вложить более чем 80 тысяч рублей на переработку тонны ежегодного поступления мусора? Слишком много вопросов, на которые не находится ответов.
Далее, председатель комитета Законодательной Думы Томской области по строительству, инфраструктуре и природопользованию Сергей Автомонов заявил: «Чтобы системно подойти к решению целого комплекса проблем в сфере обращения с отходами, нужно начинать с первичных пунктов сбора – контейнерных площадок. На них необходимо ставить контейнеры для раздельного сбора мусора. Таким образом прямо на месте будет решен вопрос с первичной сортировкой, и на полигон поедет только половина объема ТКО от того, что отправляется сейчас. А уже на полигоне должен быть организован второй этап сортировки. Это сократит и транспортные издержки, и нагрузку на полигоны».
Это означает не «системно подойти», а возложить на население обязанность совершать неоплачиваемую работу по сортировке мусора в интересах мусороперерабатывающих компаний, своего рода «мусорную барщину». Вроде бы и немного. Например, ИП Вильданов в Башкирии тратит на оплату труда и социальные взносы 121 рубль за тонну отходов. При среднегодовом объеме ТБО в Томской области — 326 кг (или 3 кубометра) на душу городского населения, каждый городской житель должен сделать неоплачиваемой работы на 39,4 рубля в год. И при этом заплатить 1500 рублей в год за вывоз своих 3 кубометров мусора. От вывоза 550,4 тысяч кубометров мусора переработчики получат 275,2 млн рублей с населения. И, при всеобщей сортировке мусора, еще неоплачиваемой работы населения на 7,2 млн рублей. Фактически, возложение сортировки мусора на население просто позволяет переработчикам экономить значительную часть расходов на сортировку.
К сведению томских депутатов, в Европе, где население проводит сортировку мусора, это занятие вовсе не добровольное, а принудительное, под угрозой серьезного штрафа. Например, в Германии есть такой занятный документ: Bußgeldkatalog, или, по-нашему, перечень штрафов. Так вот, в Берлине за неправильный выброс мусора полагается штраф до 35 евро (2213 рублей по текущему курсу), за неправильный выброс малого количества загрязняющих отходов, например, фекалий — от 10 до 35 евро. Или вот, в Баварии: за слив жидких отходов до 1 литра — от 20 до 35 евро, до 2 литров — от 35 до 80 евро, более двух литров — от 80 до 320 евро, за неправильный выброс мебели — от 80 до 240 евро, бытовой техники — от 160 до 500 евро, за неправильный выброс пяти автопокрышек — от 330 до 1600 евро, за неправильный выброс фекалий до 5 кубометров — от 20 до 800 евро. Так что сортировка мусора и соблюдение строгих правил по вывозу мусора в Германии — это вовсе не экологическая сознательность населения, а жесткая принудиловка. Даже более того — диктатура.
Если томские депутаты введут подобные же штрафы за неправильный вывоз мусора, то, думается, будет в Томске локальный вариант Октябрьской революции.
Итак, какой вывод из всего этого можно сделать? Во-первых, явное неумение спланировать и организовать промышленную переработку мусора. Планы по созданию объектов по обращению с ТБО, которые не выполняются — наглядное тому подтверждение. Этих нереализованных планов было немало, даже трудно упомнить сколько. Причин тому, на мой взгляд, две. Первая состоит в том, что администрация Томской области возлагает радужные надежды на неких инвесторов с миллиардами в кармане, а не пытается решать проблему своими силами. Вторая состоит в том, что принят неправильный метод переработки. Нужно не сортировать отходы, а выбирать только металл и стекло, а органические материалы, включая пластик, перерабатывать пиролизом,что позволяет полученный газ и пиролизную жидкость использовать на выработку тепловой и электрической энергии.
Во-вторых, имеется стремление переложить сортировку мусора на плечи населения, без какой-либо выгоды для него. Если надеяться на участие населения, то надо или ввести серьезную скидку с тарифа на вывоз при сдаче сортированных отходов, или же принимать у населения за деньги годный к переработке мусор: пластик, металл, стекло. Для этого повсеместно должны быть пункты приема этих видов отходов. Это сфера малого и мельчайшего бизнеса, которая может вовлечь нетрудоспособное или ограниченно трудоспособное население; здесь требуются и законодательные акты, и инвестиции, поскольку без затрат такую систему не создать.
Но это вряд ли будет сделано. Депутаты могут еще много лет обсуждать проблему мусора, которая будет лишь усугубляться.