Не живётся мирно двум гигантам бизнеса, «Роснефти» и «Транснефти».
28 июня «Транснефть» объявила о предотвращении аварии — ей удалось вовремя пресечь загрязнение нефтепроводов нефтью с превышением нормативного содержания хлорорганики. Оператор магистральных нефтепроводов сделал заявление, что 24 июня в его систему попали порядка 350 тысяч тонн нефти с примесью хлорорганики.
Чтобы предотвратить распространение некондиционной нефти по системе, «Транснефтью» были остановлены магистральные нефтепроводы Самара – Лопатино и Куйбышев – Унеча-2. Загрязнённую нефть локализовали в резервуарных парках «Транснефть-Приволга». Как было сказано в сообщении компании, проверка проб в независимой лаборатории подтвердила, что в нефти хлорорганических соединений в несколько раз больше, чем допустимо: в одной партии 87 ppm (parts per million — миллионная часть), а в другой — 46 ppm.
Вину за загрязнение «Транснефть» возложила на «Роснефть» — якобы нефть с хлорными примесями чуть не попала в систему магистральных нефтепроводов через «Самаранефтегаз», принадлежащий «Роснефти». По версии «Транснефти», «Самаранефтегаз» сдал загрязнённую нефть на пункте сдачи и приёма (ПСП) «Муханово», где он является единственным поставщиком. В этой связи в «Транснефти» заговорили о том, чтобы реализовать инициативы по внедрению дополнительного операционного контроля качества нефти на всех сторонних приёмно-сдаточных пунктах, до входа в систему магистральных нефтепроводов.
В «Роснефти» всё отрицают и ссылаются на то, что продукция «Самаранефтегаза» полностью соответствует ГОСТу, а инцидент нуждается в тщательном расследовании. Компания Игоря Сечина выпустил пресс-релиз следующего содержания: «Информация, которой пользуются СМИ для подготовки своих публикаций, основываясь на заявлении «Транснефти», содержит преждевременные выводы об источнике загрязнения нефти в Системе измерения качества нефти (СИКН) Самарской области и нуждается в тщательной проверке. Пробы сданной в СИКН нефти, отобранные АО «Самаранефтегаз» совместно с компанией «Транснефть», показали, что уровень ppm (миллионных долей, в данном случае хлорорганических соединений — ред.) полностью соответствует ГОСТу. Это говорит о том, что требуется всестороннее расследование причин инцидента».
«Роснефть» напомнила оппоненту об инциденте с загрязнением магистрального трубопровода «Дружба» в 2019 году. В ответ в «Транснефти» указали на результаты независимой экспертизы на наличие хлорорганических соединений, которые признали и в «Самаранефтегазе». В компании Николая Токарева указали, что приём нефти от «Самаранефтегаза» был возобновлен в субботу, 26 июня, после очистки системы и проведения совместного анализа на наличие хлорорганики в сдаваемой продукции. «Возможно, это начало приема нефти и посчитали в «Роснефти» «преждевременными выводами», — сказал журналистам Игорь Дёмин, пресс-секретарь.
Инцидент с «Дружбой»
Инцидент 2019 года — весомый козырь в руках «Роснефти» в новообразовавшемся противостоянии с взаимными обвинениями.
В апреле 2019 года концерн «Белнефтехим» сообщил о резком снижении качества поступающей из России нефти — в сырье нашли примеси хлорорганических соединений, которые, по словам белорусской стороны, в десятки раз превышали предельные значения. Вслед за Белоруссией несколько стран — в том числе Германия, Польша и Украина — приостановили поставки сырой нефти из России по нефтепроводу «Дружба», который на территории России эксплуатируется «Транснефтью». Компании пришлось создать резерв в объёме 23 миллиардов рублей для выплат компенсаций пострадавшим от некачественной нефти. Экспорт возобновился только в мае. Источник загрязнения нашли на пункте сдачи в Самарской области.
Те события стали очередной почвой для конфликта между «Транснефтью» и «Роснефтью». Компания Николая Токарева обвинила оппонента в том, что тот способствует распространению слухов о повторных загрязнениях нефти в российском трубопроводе, тем самым метит в «Транснефть», но попадает в Россию и умаляет престиж российской нефти на международном рынке. Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев в присущей ему пылкой манере посоветовал коллегам «успокоить нервы».
В СМИ тогда действительно развернули кампанию по дискредитации «Транснефти» — и её заказчиком, как считают в самой компании, были структуры «Роснефти». Конфликт вышел жарким на словесные пикировки — особенно отличался Михаил Леонтьев, который не привык лезть в карман за словом. Когда Леонтьев посоветовал руководству «Транснефти» принести извинения за слова пресс-секретаря Игоря Демина, в СМИ выступил лично глава нефтепроводной компании Николай Токарев.
«В ответ я хочу сказать только одно: если они нормальные и воспитанные люди, то в первую очередь руководитель «Роснефти» должен дать указания своему пресс-секретарю Михаилу Леонтьеву, который публично, официально постоянно посылает всех в непотребное место, извиниться перед теми, кого он туда посылает. А уж потом давать указания нам, как поступать с нашим представителем», — цитировал Токарева «Коммерсантъ».
На ножах
Конфликты между двумя компаниями стали недоброй традицией. Так, в начале того же 2019-го две структуры не смогли договорить о доставке нефти к Комсомольскому НПЗ «Роснефти». Последняя отказалась от доставки по трубопроводу, построенному «Транснефтью», выбрав транспортировку по железной дороге. А летом 2020 года «Роснефть» по итогам тендера отказалась закупать пропанты от ООО «Ника-Петротэк», которое связывают с «Транснефтью». Можно найти корни конфликта и в 2014 году — примерно с этого времени «Роснефть» систематически обвиняла «Транснефть» в завышении норм технологических потерь нефти в трубах.