Мусорное безумство: как отказаться от выгодного бизнеса

Иногда мы становимся жертвами беспощадного и, в общем, безграмотного пиара. Например, некоторое время назад якутские средства массовой информации сообщили о том, что в якутском поселке Чокурдах (это уже арктическая часть Якутии) была введена в опытную эксплуатацию установка по сжиганию мусора.
Трудно понять, почему сжигание мусора стало считаться достижением. Этой технологии уже больше ста лет. Первый мусоросжигательный завод, оборудованный также паровой установкой, был открыт в британском Ноттингеме в 1874 году. Во Франции — в 1893 году. В США мусоросжигательный завод появился в 1880 году, и тогда же строились даже жилые дома, оборудованные мусоросжигательными установками, их отапливающие.
Впоследствии технологии несколько продвинулись, и в 1933 году в нидерландском Дордрехте появилась тепловая электростанция, работавшая на мусоре.
При этом мусор того времени был совсем не похож на современный мусор. Он состоял в подавляющей части из пищевых отходов, в нем было мало бумаги, текстиля и не было полимерных материалов.
Ну и в чем здесь достижение? То, что технология, введенная еще при царе Александре II, докатилась, наконец, и до Якутии? Это какое-то мусорное безумство.
Самое интересное, что у нас есть технология, опробованная и испытанная на практике, которая позволяет превратить бытовой мусор в полезный продукт. Это, конечно, пиролиз.
Прекрасная технология стала жертвой недалекости людей, берущихся за мусоропереработку. Пиролиз почему-то считают сжиганием, хотя это совсем не сжигание. Как еще объяснить людям, которые, должно быть, проходили физику и химию в коридоре, что нагрев мусора в плотно закрытом и изолированном от воздуха котле — это не сжигание?
Разве трудно понять разницу, что горение мусора на воздухе дает тепло (по большей части растрачиваемое впустую) и дым, а пиролиз дает горючий газ, жидкие углеводороды и уголь?
Жидкие углеводороды пиролиза — вещество, очень похожее на нефть и из нее можно выгнать бензин и другие нефтепродукты. Это неоднократно делалось с хорошим результатом.
Итак, в России в год образуется порядка 60 млн тонн твердых бытовых отходов. Выход жидких углеводородов при пиролизе составляет около 30%. Итого — 18 млн тонн сырья, из которого можно получить порядка 5-6 млн тонн бензина, 3-4 млн тонн дизтоплива, и еще других нефтепродуктов.
Накоплено (по данным 2016 года) около 35 млрд тонн бытового мусора. Из старого мусора выход жидких углеводородов будет меньше, в силу происходящего в свалках разложения. Тем не менее, около 20% или 7 млрд тонн. Для сравнения, легендарный Самотлор в начале своего освоения имел запасы в 2 млрд тонн нефти, что считалось непредставимо много.
Таикм образом, переработка бытового мусора эквивалентна разработке весьма крупных нефтяных месторождений. Можно даже поберечь природную нефть, а использовать полученную из мусора. Кроме того, поскольку многие страны, такие как Германия, не могут переработать мусор целиком и вывозят его за рубеж, можно развить неслабый бизнес по приему мусора и переработке его в нефтепродукты: моторное топливо, продукты органического синтеза, те же полимерные материалы.
Выгодность этого настолько очевидна, что просто неясно, как от этого можно отказываться, и непонятно, какие еще аргументы нужны, чтобы повернуть мусоропереработку именно в эту сторону.