Тупиковая Сибирь

Тупик

Недавно закончился Восточный экономический форум во Владивостоке, на котором президент России Владимир Путин заявил о том, что Дальний Восток и Арктика — это ключевые регионы для будущего России. Действительно, недавно открытые огромные запасы нефти и газа, создаваемая инфраструктура по добыче, переработке и перевозке, превращение Севморпути в круглогодичную морскую артерию — все это говорит о том, что Арктика получила очень большое значение для экономического развития. Арктика тянет за собой и Дальний Восток, поскольку восточная оконечность Севморпути неизбежно будет, раньше или позже, замкнута на дальневосточные порты.
Только из этого следует, что Сибирь потерпела сокрушительное экономическое поражение в конкуренции за внимание государства, за инвестиции и за возможности развития. Сибирь стала тупиковым регионом, в смысле экономического развития, чье будущее определяется почти исключительно вывозом угля, добычей некоторых полезных ископаемых, а также работой некоторых, не слишком многочисленных промышленных объектов. Это дорога последующего экономического падения и деградации.
Мне не хотелось об этом писать, поскольку писать о неудачах трудно и тяжело. Но, к сожалению, необходимо. Общий итог Восточного экономического форума, подведшего итоги развития Арктики, состоит в том, что Сибирь фактически вычеркнута из экономической повестки государства на обозримое будущее.
Причины? Во-первых, Сибирь не располагает значительными ресурсами нефти и газа, тогда как недавно открытые ресурсы одного только Таймыра составляют 6 млрд тонн нефти — больше, чем у Самотлора. И это еще явно не предел, поскольку геологоразведка Таймыра только началась и захватывает лишь запад полуострова.
Традиционное представление, что север Западной Сибири — это «тоже Сибирь», и потому нефть и газ Западной Сибири — «тоже сибирские», какого придерживался и я сам, теперь не верно. Ямал и прилегающие районы получили или вскоре получат хороший доступ к морю и тем самым они входят в Арктику, отрываясь в экономическом смысле от Сибири.
Во-вторых, морской транспорт в виде Севморпути — действительно удобен. До того удобен, что сейчас северный завоз в приморские регионы Якутии уже идет морем из Мурманска. Так получается дешевле и проще. Осваивается новый маршрут завоза нефтепродуктов из Омска — баржами по Оби и дальше по Севморпути. Ну и так далее.
Уже сейчас начинаются разговоры о том, что Севморпуть должен «разгрузить» Транссибирскую магистраль. Пока еще соблюдается некий политес, но по существу речь идет о конкуренции трансевразийских маршрутов и о том, что Севморпуть должен будет в скором будущем отобрать грузы у Транссиба. В первую очередь транзитные, в первую очередь контейнерные грузы. Действительно, китайским грузоотправителям будет проще доставить контейнеры прямо из Шанхая, к примеру, в Мурманск, а оттуда в европейскую часть России, чем отправлять по железной дороге. Важнейшее преимущество морского порта состоит в том, что порт может отправить груз потребителям по всему миру, чего железная дорога сделать не сможет.
Если ни добыть, ни вывезти, то зачем она вообще такая Сибирь нужна?
Подобное положение неизбежно ведет к экономической стагнации, с каждым витком которой положение будет все тяжелее, ввиду оттока капитала, недостаточных и все сокращающихся инвестиций, а также бегства населения из депрессивных регионов. Выбраться из этого положения будет очень трудно.
Что с этим делать? Он давался не раз, но не нравится ни руководству сибирских регионов, ни сибирским промышленникам. Чтобы выйти из тупика нужен план эксцентричный и экстравагантный, в любом случае необычный и оригинальный. Это в любом наставлении по ведению бизнеса написано: оригинальность и креативность — ключ к успеху. В Сибири же все делалось наоборот. Администрация и бизнес жили по лозунгам, которые можно сформулировать так: «Проживем без умников!», «Нормальный бизнес», «Все, как у людей» и тому подобные. Вот теперь мы наблюдаем последствия этого подхода.
В Сибири, в сложившихся обстоятельствах, может сработать, пожалуй, только один подход — аэропорт + промышленная зона, делающая товары, которые можно увезти на самолете и при этом продать. Все остальное, за вычетом, конечно, самых элементарных потребительских товаров и оптово-розничной торговли, обречено экономически исчезнуть. Аэропортово-промышленные комплексы — вот что можно предложить и что обещает быть результативным.
Все остальное — это «тупиковая Сибирь», неизбежно деградирующая почти что до первобытного состояния.