Правительство РФ отказалось от идеи обложить угольные компании экспортной пошлиной: ее предлагали взимать в случае, если если цена на уголь превысит установленный порог.
По словам замминистра финансов Алексея Сазанова, в правительстве РФ решили, что повышения налога на добычу полезных ископаемых будет достаточно.
Экспортные пошлины на энергетический и коксующийся уголь с начала 2023 года вводить не будут, но правительство будет «мониторить ситуацию в первом квартале». Таким образом можно предположить, что если чудесным образом цена на российский уголь взлетит, то за этим сразу же последует введение пошлины.
Увеличение НДПИ на уголь ввели временно: предполагается, что оно будет действовать с 1 января по 31 марта 2023 года. Ставки для антрацита, коксующегося угля и энергетического угля вырастут на 380 рублей за тонну.
Напомним, Минфин предлагал определить уровень «отсечки» экспортных цен, при превышении которого угольным компаниям пришлось бы платить экспортные пошлины, так: для энергетического угля базовый показатель мог составить $150/т, для коксующегося — $170/т. Однако по прогнозам экспертов, экспортные цены на российский уголь будут находиться существенно ниже отметки в $150/т, поэтому в 2023 году угольные компании вряд ли продемонстрируют сверхдоходность.
Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов ранее говорил, что благодаря пошлине с угольщиков предполагали собрать около 30 миллиардов рублей «Это очень небольшие деньги. Но даже и их мы, скорее всего, не возьмем», — заявлял он, предполагая, что в 2023 году пошлина окажется нулевой.
Российские угольщики сейчас продают уголь с существенным дисконтом. Из-за санкций они потеряли европейский рынок, вынужденно переориентировались на других покупателей и снизили цены, и к тому же понесли издержки из-за удорожания логистики и укрепления рубля. Рентабельность угольных компаний уже под ударом, и для отрасли прогноз на 2023 год сложно назвать благоприятным: ожидается снижение мировых цен на уголь.
Бьет по угольщикам и политика РЖД: в условиях, когда железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока на всех не хватает, РЖД повысили грузовые тарифы для угольных компаний и отменили понижающие коэффициенты на экспорт угля и на дальность. Также угольщики лишились приоритетности в перевозках.
В результате с проблемами и потерей доходов столкнулись и некоторые «угольные» регионы: например, в новых условиях стало невыгодно везти уголь из Хакасии и Кемеровской области. Объемы перевозок из этих регионов снизились, и угольные компании стали снижать объемы добычи.
В октябре власти Хакасии заговорили о приближающемся социальном взрыве и написали обращение к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой увеличить квоты на экспорт хакасского угля и предоставить угольщикам доступ к железнодорожной инфраструктуре. Спикер верховного совета региона Владимир Штыгашев сообщил, что половина коллективов угольных предприятий Хакасии уже не получает зарплату.