В конце 2020 года Китай ввёл эмбарго на уголь из Австралии. Из-за политических разногласий пятый континент потерял своего крупнейшего потребителя, а Китаю пришлось искать замену основному поставщику. Несмотря на то, что после отказа от австралийских поставок внутренние цены на уголь выросли со $110 до $140 за тонну, Китай не намерен отказываться от своего решения.
Образовавшийся вакуум поспешили заполнить другие крупные игроки: США, Канада и Монголия. Россия, обладающая крупнейшими угольными месторождениями, уступает рынок из-за неразвитой транспортной инфраструктуры. Поставки коксующегося угля из России в первом квартале 2021 года выросли на 8,4%, в то время как США нарастили экспорт в Китай в пять раз, а Канада – почти в два раза. Поставки из Монголии увеличились на 123%.
Монголия экспортирует в Китай уголь с месторождения Таван-Толгой, расположенного в 240 километрах от границы с Поднебесной. В первом квартале этого года Китай получил от соседей 6,08 миллиона тонн. Объемы экспорта ограничивает отсутствие полноценной железной дороги, из-за чего монголы вынуждены перевозить уголь самосвалами. Однако уже в 2022 году правительство страны намерено завершить строительство новой железнодорожной ветки, после чего экспорт увеличится до 30 миллионов тонн в год.
Россия в первом квартале продала Китаю 1,4 миллиона тонн. Якутские компании «Колмар» и «Эльгауголь» способны значительно нарастить объёмы производства, к тому же их продукт намного качественнее монгольского. Однако, как и у соседей, всё упирается в транспортную инфраструктуру. Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали, а также железнодорожных переходов на российско-китайской границе перечеркивает все конкурентные преимущества российских поставщиков. Минэнерго рассчитывает увеличить пропускную способность железных дорог Восточного полигона до 185 миллионов тонн угля, однако в лучшем случае модернизация завершится только в 2025 году.