Атомная госкорпорация неожиданно преисполнилась экологическими идеями.
Ранее мы писали о водородном проекте Росатома на Сахалине. Атомная корпорация в коалиции с французским производителем промышленных газов Air Liquide планирует производить от 30 до 100 тысяч тонн водорода в год, который пойдет на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Инвестиции в водородный проект оцениваются более чем в 200 миллиардов рублей.
В рамках водородного кластера на Сахалине также хотят запустить водородные поезда. Этот проект будет реализован Росатомом совместно с «Трансмашхолдингом» и РЖД. «Трансмашхолдинг» поставит поезда, РЖД приобретут их в финансовую аренду и создадут инфраструктуру, а «Росатом» организует производство водорода в регионе.
Водородная гонка: пилим сук, на котором сидим?
По всей видимости, атомная корпорация решила получше взяться за «зелёное» направление — и делает ставки на «зелёные» облигации, вырученные средства от которых направляются в экологические проекты. Так называемое ESG-инвестирование (Environmental, Social and Governance) очень популярно в Европе (1-е место по экологическим эмиссиям с объёмом $432,5 миллиарда) и Северной Америке ($237,6 миллиарда).
Стало известно, что Росатом выпускает облигации на 100 миллиардов рублей для финансирования «зелёных» проектов. На Московской бирже зарегистрирована программа биржевых облигаций АО «Атомный энергопромышленный комплекс». Первый выпуск облигаций эмитента планируется в объёме 10 миллиардов рублей и будет предназначен для рефинансирования ранее понесённых расходов на программу «Ветроэнергетика».
Судя по всему, экологическая карта разыгрывается Росатомом с прицелом на европейские страны, которые требуют от своих контрагентов ведения выверенной политики по снижению углеродного следа. У госкорпорации большие планы на Европу относительно строительства АЭС — это главная статья доходов атомщиков. В 2021 году Росатом из-за шпионского скандала был отстранён от участия в тендере на постройку атомной электростанции в Чехии. Что делать, когда геополитика стоит большой заградительной стеной? Повлиять на внешнюю политику корпорация не может, а вот примерить на себя «зелёную» мантию — запасной вариант, который может оказаться действенным.
Между тем «озеленение» Росатома не вяжется с той деятельностью, которой компания занимается на территории страны. Не секрет, что атомщики активно свозят в Россию из-за рубежа токсичные урановые хвосты — обеднённый гексафторид урана, который представляет из себя летучее вещество. При температуре выше 50 градусов начинает переходить в газообразное состояние с высокотоксичными характеристиками, а при взаимодействии с водой превращается в токсичную плавиковую кислоту. Атомщики обещают переработать урановые хвосты в «ценное сырьё» для изготовления МОКС-топлив. Экологи опасаются, что большая часть ввозимых ядерных отходов останется на территории страны мёртвым высокотоксичным грузом.