Водородная гонка: пилим сук, на котором сидим?

В России началась водородная лихорадка. Российские компании хотят заработать на экологии и вступили в негласную гонку по организации производства водорода. Пунктом назначения экологически чистого топлива является Европа, которая уверенно встала на «зелёные» рельсы и делает выбор в пользу отказала от грязных видов топлива. За поставки водородного топлива на европейский рынок и развернётся битва между российскими компаниями. Ещё один перспективный рынок — страны АТР.

Водород очень хорошо вписывается в экологическую концепцию, которая всё больше популяризируется в мире. Он используется в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания. В среднем выбросы в атмосферу диоксида углерода при использовании водорода в качестве топлива оцениваются в 726 килограммов на 100 километров против 2,3 и 2,6 тонны от газа и дизеля. Правда, водород летуч, горюч и взрывоопасен, но это уже второй вопрос.

Соревнование между компаниями параллельно идёт и за господдержку — и тут тоже решает фактор, насколько быстро они смогут наладить водородное производство. В общем, развернулись конные скачки — и это видно по частоте новостей о запуске водородных проектов тем или иным гигантом российского госбизнеса.

Росатом и его водородный кластер на Сахалине

Государственная атомная корпорация планирует построить на Сахалине водородный кластер. Соглашение о сотрудничестве в этом направлении было подписано между «Русатом Оверсиз» (дочка госкорпорации), компанией Air Liquide (французский производитель промышленных газов) и правительством Сахалинской области. Продукция кластера пойдёт на экспорт в страны АТР. Объёмы производства могут составить от 30 до 100 тысяч тонн в год, а инвестиции — более чем 200 миллиардов рублей. До конца 2021 года «Росатом» планирует получить технико-экономическое обоснование на проект, после чего будет принято решение об объёмах производства.

В рамках водородного кластера на Сахалине хотят запустить водородные поезда. Проект будет реализован коалицией из трёх компаний: «Трансмашхолдингом», РЖД и «Росатомом» в кооперации с правительством Сахалинской области. Согласно договорённостям, «Трансмашхолдинг» поставит поезда, РЖД приобретут их в финансовую аренду и создадут инфраструктуру, а «Росатом» организует производство водорода в регионе.

Директор блока по развитию и международному бизнесу «Росатома» Кирилл Комаров заявил, что водородная энергетика является одним из приоритетных направлений бизнеса корпорации. Помимо водородного кластера на Сахалине, корпорация вместе с «Трансмашхолдингом» планирует создать совместное предприятие в области водородного транспорта. Соответствующее соглашение уже подписано. Кроме того, «Росатом» и французская группа EDF подписали соглашение о совместном продвижении проектов в области углеродо-нейтрального водорода в России и Европе.

«Роснефть» возьмёт на вооружение чистые технологии производства водорода

Компания Игоря Сечина и без того производит водород — для нужд своих НПЗ. Однако это топливо, по европейским стандартам, не попадает под категорию экологически чистого, потому как при его производстве выделяется углекислый газ. А как упомянуто выше, российские компании нацелены именно на европейский рынок. Поэтому в «Роснефти» решили задействовать на производстве технологии по улавливанию, утилизации и хранению углерода, чтобы на выходе получать «зелёный» водород.

«Газпром» тоже в деле

Свои виды на водородный рынок и у компании под руководством Алексея Миллера. «Газпром» участвует в проекте строительства трубы в Германию для транспортировки 1 миллиона тонн экологически чистого водорода в год.

Участие «Газпрома» в таких проектам вызывает некоторые недоумение, ведь водородная труба в Германию ударит по «Северному потоку», по которому компания планирует поставлять в Европу традиционный природный газ.

Как бы то ни было «Газпром» в альянсе с компаниями Wintershall Dea, Gasunie, RWE и Shell начинает работу над проектом газопровода для «зелёного» водорода из Северного моря в Германию. Трубопровод под названием AquaDuctus сможет после 2035 года транспортировать до 1 миллиона тонн водорода в год. Проект предусматривает создание 10 ГВт электролизных мощностей для производства зелёного водорода с помощью морской ветровой энергии.

Оправданы ли инвестиции в водородную энергетику?

В октябре 2020 года в России была принята дорожная карта развития водородной энергетики, где ставится цель вхождения страны в число мировых лидеров по производству и экспорту водорода. Развитие водородной энергетики — один из приоритетов энергетической стратегии России до 2035 года.

Из цели вытекают средства. Государство готово всячески поддерживать производство этого вида топлива: создавать инфраструктуру транспортировки и потребления водорода и энергетических смесей на его основе; стимулировать спрос на внутреннем рынке на топливные элементы на водороде в российском транспорте, а также на использование водорода и энергетических смесей на его основе в качестве накопителей и преобразователей энергии для повышения эффективности централизованных систем энергоснабжения. Ну и, конечно, государство готово давать льготы компаниям, которые реализуют водородные проекты.

По сравнению с европейскими водородными проектами российские выглядят, конечно, блекло. Например, Германия в ближайшие годы планирует потратить на развитие этого рынка 2 миллиарда евро, ну и мощности по производству экологичного топлива там на порядок больше.

Но, кажется, отечественные компании, пускаясь в водородную гонку, рубят на корню всю российскую экономику, которая зиждется на традиционном ископаемом топливе.  Рост популярности «зелёного» водорода снизит спрос на поставки углеводородного топлива, поэтому новое мироустройство может не приглянуться российским властям. Или время для диверсификации, о которой монотонно говорят годами, пришло?