Новость июня 2022 года — металлопрокат подешевел на 40%. По этому поводу уже пошли комментарии самого радужного свойства. Однако, если пересчитать текущие цены в доллары по сложившемуся курсу, то оказывается, что «сниженные» цены стоят выше экспортных цен на металлопрокат.
Скажем, арматура стоила в России в марте 2022 года 70,8 тысяч рублей за тонну, а в июне — 53,4 тысячи рублей за тонну. Если пересчитать в доллары, то цена в марте — 823 доллара (86 рублей за доллар), в июне — 970 долларов за тонну (55 рублей за доллар). Это ориентировочные данные, поскольку курс доллара в эти месяцы динамично менялся и потому трудно выбрать средневзвешенное значение.
Экспортные цены на свою продукцию российские металлургические компании благоразумно не публикуют. Но есть прием, который широко используют аналитики рынка металлопродукции. Российские металлургические заводы продают свой металл через черноморские порты, и потому для оценок конъюнктуры на внешнем рынке используются цены на турецкий металлопрокат. Российские трейдеры вряд ли выставляют экспортные цены выше турецких, так что цены на металлопрокат в Турции выражает колебания экспортных цен на российский прокат. Итак, в Турции тонна арматуры в марте 2022 года стоила 895 долларов, а в июне — 723 доллара.
Или вот, к примеру, скачок цен на металлопрокат на внутреннем рынке в начале этого года. Скажем, 23 февраля 2022 года цена составляла 91,4 тысячи рублей за тонну или 1137,9 долларов (курс 80,4 рубля за доллар); 1 марта 2022 года — 104 тысяч рублей или 1117 долларов за тонну (курс 93,1 рублей за доллар). В Турции цена на арматуру составляла около 1000 долларов за тонну.
Ноябрьский скачок цен в 2021 году, когда в начале ноября цена на арматуру составила 90,4 тысяч рублей или 1267,3 доллара за тонну (курс 71,4 рубля за доллар). Для сравнения, цена на арматуру в Турции в то же время составляла 882 доллара за тонну.
Иными словами, российские металлургические компании в последнее время назначали на внутренний рынок цены ощутимо выше, чем на экспорт. В конце 2021 года разница между внутренними и экспортными ценами достигла 385 долларов, что очень много. Это был тот момент, многим еще памятный, когда из-за резкого роста цен на металл стали приостанаваливаться стройки, начался пересмотр смет по важнейшим инфраструктурным проектам, в том числе и модернизации Восточного полигона. Сколько тогда было всякой болтовни по поводу причин роста цен, но почему-то никто не сделал простой подсчет и сравнение в каком-то едином эквиваленте внутренних и экспортных цен на российский металлопрокат.
Думается, что это была общая политика крупных российских металлургических компаний — продавать на внутреннем рынке дороже, чем на экспортном. Это пока что гипотеза, предположение. Чтобы ее доказать, надо сделать сравнение цен за ряд лет и на несколько категорий металлопродукции. Пока не будем категорически утверждать, но, похоже, что так оно и есть.
Что же произошло и что сломало это политику крупных металлургических компаний? Как ни странно, помогли санкции. В пакеты санкций вошли НЛМК, ММК и «Северсталь», а в Европе был введен запрет на импорт из России готовой продукции: сортового, плоского проката, катанки, швеллеров, уголков, арматуры, труб, жести, нержавеющего и оцинкованного проката. Слябы продавать можно. Таким образом, российские металлургические компании лишились сбыта самой дорогой и самой выгодной продукции на экспорт, а это порядка 35-40% их производства.
Вот тут цены и попозли вниз. Но не без фокуса. В силу резкого укрепления рубля, снижение рублевых цен все равно держит цены ощутимо выше экспортных. Например, 16 июня 2022 года цены на арматуру были 52,4 тысяч рублей или 922 доллара (курс 56,9 рублей за тонну). Или почти на 200 долларов дороже турецких цен.
При таких условиях становится выгодно закупать металлопрокат за границей, это будет ощутимо дешевле, чем брать у российских компаний. Но не все так могут делать в силу чисто формальных требований. Но кто-то, кому не нужны сертификаты качества, так и делает. Дело в том, что баланс потребления и производства стали в России не сходится.
По данным Росстата в 2021 году:
производство — 76,8 млн тонн,
потребление — 43,9 млн тонн,
экспорт — 43,5 млн тонн,
импорт — 5,6 млн тонн.
Если сложить потребительские статьи баланса, внутренней потребление и экспорт, то выходит 87,4 млн тонн. Дефицит по сравнению с потребностями — 10,6 млн тонн, который не покрывается импортом, и остается еще 5 млн тонн металла, который берется неизвестно откуда. По всей видимости, это нелегальный импорт металлопроката. Что, в общем, неудивительно. Большие деньги можно сделать почти что из воздуха. Если нелегально ввезенный металлопрокат продавать с наценкой 50 долларов к покупной цене за рубежом, то эти 5 млн тонн контрабандного проката дадут 250 млн долларов прибыли.
Что с этим делать? Думается, что подобные фокусы должны получать уже политическую оценку. В нормальной стране металл на внутреннем рынке не должен стоить ощутимо дороже, чем на внешнем рынке. Все это вызывает в памяти подзабытый термин — вредительство. Такую ценовую политику металлургических заводов политически можно квалифицировать как подрыв экономического развития и обороноспособности страны, поскольку металл идет и на производство вооружений.