Декабрьский ажиотаж: куда девались российские яйца

Декабрьский ажиотаж с яйцами коснулся сибирских регионов менее всего, но тем не менее и в них цены взлетели примерно в полтора-два раза.

Куда девались яйца и откуда взялся дефицит? «Сибирский экономист» попытался разобраться в теме.

История вопроса

Повышение цены на яйца отмечали с начала 2023 года. Однако эти цены росли примерно пропорционально остальным ценам на продукты питания, в частности на курятину, и не вызывали особой тревожности.

В целом с начала года и до сентября розничная цена на яйца выросла в разных регионах в диапазоне от 18 до 22 процентов. Отследить за этот период, кто именно повышал цену, не представляется возможным в силу того, что розничная цена на яйца складывается из нескольких факторов.

В этой цене собственно затраты на содержание и обслуживание птицефабрики вместе с зарплатой сотрудников составляет около 12-14 процентов. Еще четверть цены — это корм для птиц. Около 30 процентов — энергоносители (свет и тепло), которые, естественно, зависят от региона. И от 30 до 40 процентов — наценка розничных торговых сетей.

В этой схеме есть несколько нюансов.

Птицу можно кормить разными кормами, причем на кормах можно значительно экономить, особенно если у агрохолдинга имеется собственный комбикормовый завод. Мало кто из потребителей курятины в курсе, что в куриный комбикорм, при хорошей постановке производственной схемы, идет значительная часть отходов производства, в первую очередь измельченное перо, бракованные яйца, измельченные кости, а также силос, сено, различные корнеплоды, рыбная мука и так далее.

В принципе на корме цыплят-бройлеров можно экономить весьма значительно. А вот на питании кур-несушек экономить не получится, так как при некачественном питании куры просто перестанут нестись. Точно так же они перестанут нестись, если в помещении будет холодно и темно, в то время как бройлерам даже нулевая температура и полумрак нипочем.

Этот факт приводит к экономически прискорбному выводу: производить куриное мясо намного рентабельнее, чем яйцо. Рентабельнее в том числе и с точки зрения логистики: мясо можно охладить или заморозить, и везти хоть на другую сторону земли. С яйцами это не получится. Срок хранения яиц в принципе позволяет хранить и перевозить их в течение двух-трех недель, но не больше, а замораживать их не получится в принципе.

Именно поэтому ряд птицеводческих агрохолдингов специализируется исключительно на производстве мяса, не утруждая себя излишними проблемами с яйцами. За последние 10 лет в России разорились и закрылись 60 фабрик по производству яиц, еще семь перепрофилированы в производство мяса. По объему это примерно 4,5 миллиарда яиц в год, или 10% от всего объема яиц, производимых в России.

Как следствие, санкции и общеэкономические процессы повлияли в первую очередь именно на рентабельность кур-несушек. При этом производители традиционно жаловались на пресловутые санкции, хотя на самом деле санкции не должны были существенно повлиять на процесс производства яиц.

На инкубационное яйцо санкций нет, как следствие и импорт яиц для выведение высокопроизводительных кур-несушек не ограничен. Кроме того, внутреннее производство инкубационного яйца налажено на большинстве предприятий еще до начала санкционных ограничений.

А вот на зарубежные ветеринарные вакцины ограничения имеются, и они сыграли свою роль. Но сыграли лишь опосредованно, и начиная к октябрю 2023 года.

Цепная реакция

К осени 2023 года совпал целый комплекс факторов, которые стали причиной не столько объективного повышения себестоимости яиц, сколько ажиотажа вокруг этого вопроса.

Как уже было сказано выше, рентабельность производства яиц снижается, в то время как рентабельность производства куриного мяса остается на приблизительно одном и том же уровне. Как следствие, тенденция к переводу производства птицефабрик на куриное мясо сохраняется.

Кроме того, крупные агрохолдинги скупают разоряющиеся птицефабрики и включают из в свой производственный цикл. Особенно наглядно это заметно на свиноводческих агрохолдингах, специализирующихся на производстве розничной мясной продукции. Если раньше в состав такой продукции включались, наряду с дорогой свининой, дешевая соя, пшеничная мука, крахмал, молочно-белковый концентрат, то после приобретения птицефабрик соблазн «разбавить» свинину дешевой курятиной и яйцом оказывается слишком велик.

В результате на прилавках появляются, к примеру, «свиные» сосиски, в составе которых от свиньи — только жир и кожа. Всё остальное — мясо птицы, соя, крахмал, молоко, яйца и вкусовые добавки, дающие аромат и вкус свиных сосисок. Конкретных производителей называть не будем, но в той или иной степени этим грешат практически все.

На фоне нестабильной ценовой диспозиции, подобному соблазну снизить себестоимость без понижения цены на конечную продукцию подверглись многие российские агрохолдинги. Что привело к ещё большему перекосу в сторону мясного производства на птицефабриках, и к перенаправлению яиц из розницы в производство деликатесов. Розничная торговля также не протестует, так как покупка «свиных» сосисок из мяса птицы по цене мяса птицы, при продаже их по цене настоящих свиных сосисок, приносит только дополнительную прибыль.

Отметим, что само по себе добавление куриного мяса в «свиные» деликатесы, в отличие от других добавок, не вредит конечному продукту, а делает его лишь более диетическим. Однако такая подмена де-факто является обманом покупателя и нарушением технологии.

Еще одним важным фактором стала сомнительная политика Центробанка РФ. Импорт генетического материала и добавок был затруднен вследствие резкого скачка валютного курса при пассивно-выжидательной роли ЦБ и Минфина в условиях повышения ключевой ставки с временным лагом в полтора-два месяца. Вследствие этого, у предприятий не было ресурсов, чтобы оплачивать плановые закупки за рубежом необходимых компонентов.

Во всем виновата розничная торговля?

Нестабильность на рынке дала старт первому уровню повышения цен — у производителей. Производители начали страховать свои риски, увеличив стоимость продаж. Отметим, что в процентном выражении этот рост был относительно небольшим — в районе 10-15%. Однако он дал старт цепной реакции.

Основной маховик ажиотажа дала розничная торговля. В условиях тотального отсутствия контроля за розничной торговлей со стороны контролирующих органов, торговая наценка на яйца стала запредельной. Розница уже не страховала свои риски, а банально наживалась на растущем спросе.

Немалую роль в развитие цепной реакции внесли и обывательские настроения. Потребители в преддверии новогодних праздников испугались наблюдаемого роста цен на яйца и начали их скупать. Что в свою очередь еще больше подтолкнуло рост розничных цен.

Любопытно, что в росте торговых надбавок отметились и местные, и федеральные ритейлеры. Причем разброс цен в рознице наблюдался даже на прилавках одного магазина. На снимках — ценники в иркутских магазинах, находящихся в шаговой доступности друг от друга.

В результате реальный рост цен в Сибири составил от 10 до 70 процентов, а в европейской части России — до 100%.

Что дальше

Федеральная антимонопольная служба традиционно дождалась божественного целеуказания свыше и заявила о своих намерениях запретить повышение цены на яйца более чем на 30% в течение 60 дней без экономически обоснованных причин лишь ко второй половине декабря. Повторим — речь лишь о намерениях.

Генпрокуратура также объявила о начале проверок производителей и розничных продавцов яиц, но, учитывая инерцию ведомства и новогодние праздники, имеет смысл говорить лишь об угрозе, а не о реальных проверках. Реальные проверки, вероятнее всего, состоятся лишь к концу января.

Эффективнее всех сработал Россельхознадзор — правда, тоже с опозданием на два месяца. Ведомство разрешило импортировать яйца из Турции. Решение весьма сомнительное, так как оно никак не стимулирует производителей яйца на внутреннем рынке, а лишь купирует ажиотаж.

Центробанк повысил ставку с 15 до 16%. Решение напрямую не связано с яйцами, но нацелено прежде всего на купирование рисков спекуляций, подобных тем, которые привели к росту цен на куриные яйца. В ЦБ РФ понимают, что ситуацию раскачивают в первую очередь спекулянты, которые наживаются на колебаниях цен

Очевидно, что после решительных действий властей ажиотаж спадет. Однако поезд, как говорится, уже ушел — психологическая отметка в 100 рублей за десяток яиц пройдена и закрепилась в сознании покупателей. Это означает, что розничные сети будут всеми силами упираться в то, чтобы не снижать цену ниже 105-110 рублей за десяток.