В начале марта Минэкономразвития презентовало инвесткарту России. Если раньше возможность выбрать в режиме онлайн привлекательную для вложений площадку была только у отдельных регионов (и у всего Дальнего Востока как особой зоны), то теперь мы можем увидеть всю картину в целом. И, конечно же, сравнить цифры.
1 марта на выставке «Россия» Минэкономразвития представило карту инвестиционной привлекательности регионов страны. На интерактивной карте собрана информация о свободных инвестиционных площадках, их инфраструктуре, действующих мерах поддержки, вариантах приобретения земельного участка, здания или помещения. Есть возможность узнать, какие объекты потребительского рынка, преференциальные зоны и полезные ископаемые находятся в непосредственной близости от выбранной площадки.
На 12 марта на территории страны свободно 14057 площадок для потенциальных инвесторов. Из них 1869 с преференциальным режимом, 573 – с инфраструктурой и мерами поддержки. 1218 – готовые промплощадки. 8016 – участки под строительство, 3795 – участки под сельское хозяйство. Еще 2085 – площади для малого бизнеса.
В Сибирском федеральном округе мы насчитали 1780 площадок. Из них только 4% или 71 площадка с преференциями и всего лишь восемь – еще и с готовой инфраструктурой. Остальные 1701 могут быть как с инфраструктурой, так и без, но уже без каких-либо льгот. В округе функционирует 14 территорий опережающего развития, шесть особых экономических зон и 25 технопарков.
На треть меньше – 1196 площадок – расположены на Дальнем Востоке. В отличие от Сибири, среди них уже 270 с преференциями, что составляет 22,8% от общего числа. Правда, сразу с инфраструктурой и мерами поддержки здесь еще меньше, всего два участка. На территории округа действует 16 ТОР и 2 ОЭЗ, расположены 8 технопарков.
Мы решили сравнить, какие меры поддержки действуют в разных регионах и насколько они эффективны. Но для начала стоит разобраться в их типах. В России одновременно действует три вида поддержки бизнеса на определенной территории: ОЭЗ, ТОР и технопарки. Отличаются они номинальными целями, льготами и условиями для резидентов.
Особые экономические зоны
Особая экономическая зона впервые появилась в 1999 году в Магадане (и в Калининградской области), здесь действовали особый налоговый режим и свободная таможенная зона – то есть импортные товары не облагались пошлинами.
В 2005 году появились и другие ОЭЗ. Их деятельность регулируется одноименным законом, в него же вносятся и новые территории. При этом Магадан и Калининградская область остались на особом положении – у каждой из этих ОЭЗ свой отдельный закон. С 2015 года к ним прибавился Крым, а поскольку по условиям ЕАЭС отдельных зон может быть не более трех, то в 2023 году Курилы «присоединили» к Магадану, когда там потребовался аналогичный таможенный и налоговый режим.
«Новые» ОЭЗ подразумевают такие плюсы, как минимальные административные барьеры, налоговые льготы и таможенные преференции, сниженные цены на аренду и выкуп земли, а также помощь в реализации и ведении инвестпроекта со стороны управляющих компаний ОЭЗ.
Льготы отличаются в ОЭЗ разных типов, но в большинстве из них действуют пониженные ставки страховых взносов в размере 28% (вместо 30%), налог на прибыль снижен до 13,5% (вместо 20%), а земельный и имущественный вовсе отменены. Также регионы могут устанавливать для резидентов послабления по транспортному налогу.
Одной из первых ОЭЗ по новому закону стала технико-внедренческая в Томске. Такой тип ОЭЗ в первую очередь подразумевает высокотехнологичное производство, научные или IT-бизнесы, но по решению экспертного совета здесь может располагаться и промышленное производство. Резидентом зоны ТВТ может быть как индивидуальный предприниматель, так и коммерческая организация. Также деятельность могут вести инвесторы, не являющиеся резидентами.
В 2007 году появились туристические ОЭЗ в Алтайском крае, Бурятии и Иркутской области. На Алтае – «Бирюзовая Катунь», другие две расположились на берегу Байкала и получили имена «Байкальская гавань» и «Ворота Байкала». Условия резидентства те же, что и в зоне ТВТ.
В 2020 году в Омске и Красноярске, а в 2022 году в Кузбассе открылись промышленно-производственные ОЭЗ. В отличие от технико-внедренческих, здесь промпроизводство стоит на первом месте, но экспертный совет так же может расширить область деятельности и впустить ученых и айтишников. Резидентом здесь может стать только коммерческая организация, при этом инвестор обязан вложить не менее 120 миллионов рублей, причем 40 – в первые три года.
Сейчас свободна одна площадка в омском «Авангарде», 14 площадок в «Байкальской гавани» и две – в Магадане.
Территории особого социально-экономического развития
Если особые экономические зоны нацелены в первую очередь на улучшение условий для бизнеса и усиление производственных мощностей и расположены в удобных с точки зрения ресурсов и инфраструктуры местах, то ТОСЭРы или ТОРы создавались для привлечения инвестиций и, как следствие, развития конкретных территорий.
Первые такие объекты в 2015 году появились на Дальнем Востоке: в Приморье, в Якутии, на Чукотке и Камчатке, в Хабаровском крае и Амурской области. В следующем году приняли новый закон, выводящий ТОРы с Дальнего Востока при условии их расположения в моногородах и ЗАТО. Так появились ТОР «Усолье-Сибирское», ТОР «Юрга» и ТОР «Анжеро-Судженск». В настоящее время на территории СФО расположено 15 ТОР, их курирует Минвостокразвития, в ДФО – 18 (две из них одновременно являются моногородами), за них отвечает Минэк.
Льготы у резидентов ТОР в целом похожи на те, которыми пользуются участники ОЭЗ. Так же предусмотрены сниженные ставки аренды, помощь в ведении проектов и пониженный уровень бюрократических барьеров. Отличия кроются в налогах. Чаще всего резиденты освобождены от сборов на прибыль и имущество на пять лет. После этого ставки составляют не более 12 и 2,2% соответственно. Страховые взносы — 7,6%. Однако льготы отличаются в конкретных ТОР.
Сейчас свободно 70 площадок на территориях особого развития в Сибири и 96 площадок на Дальнем Востоке.
Технопарки
Особняком стоят технопарки. Первый такой объект в мировой истории возник из-за недостатка финансирования Стэнфордского института после Второй мировой войны. Институт сдал в аренду участок земли, с условием, что арендовать его смогут только высокотехнологичные компании, которые смогут предоставить рабочие места выпускникам института. Так возникла Кремниевая долина.
Первым российским технопарком стал Томский научно-технологический парк, открытый в 1990 году на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. Долгие годы аналогичные технопарки создавались на базе учебных заведений, в 90-е годы они активно привлекали иностранное финансирование для управления парками. Их создатели рассчитывали, что парки станут мощным инструментом формирования сектора инновационного предпринимательства, «взращивания» предпринимателей в инновационной сфере, производства малых и средних наукоемких фирм. Однако к началу нулевых годов стало ясно, что это мертворожденная модель. Бизнес не проявлял интереса к участию в проектах, поэтому финансирование ложилось на плечи самих учебных заведений, что противоречит самой идее. Только в 2006 году правительство заинтересовалось экономической моделью технопарков и приняло программу поддержки. За первые пять лет в их инфраструктуру вложили 7 миллиардов рублей из федерального бюджета, 8,5 миллиарда из региональных бюджетов и 4 миллиарда средств частных инвесторов.
В 2023 году в России насчитывалось 115 технопарков, абсолютное большинство из них – в европейской части страны. Один технопарк расположен в Новосибирске (Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка), эксперты относят его к категории «А+» – наивысший уровень эффективности. В Кузбассе расположены два технопарка, их эффективность – «А» у Кузбасского технопарка и «В» – у промышленного технопарка КЭМЗ. Три технопарка на Алтае и один в Якутии не попали в национальный рейтинг. Технопарки в первую очередь предоставляют своим резидентам помещения с готовой инфраструктурой. Сейчас свободных площадок на инвесткарте не представлено.
Индустриальные парки
Параллельно с технопарками в России появились также индустриальные или промышленные парки. Суть примерно та же: аккумулировать в удобном месте профильный бизнес. Только здесь речь идет уже не о высоких технологиях, а о различных производственных и добывающих компаниях. Управляющая компания промпарка предоставляет резидентам полную инфраструктуру, подходящие под конкретный вид деятельности помещения или земельные участки, а иногда и оборудование. Преференции при этом необязательны, но могут быть, к примеру, сниженные ставки аренды. В Сибири расположено 19 промпарков, в ДФО – семь. Свободных площадок также не представлено.