РЖД ищет средства на строительство железнодорожной инфраструктуры для вывоза угля из Якутии. Госкорпорация рассчитывает возложить часть расходов на угледобывающие компании в виде инвесттарифа, однако грузоотправители явно не готовы к такой нагрузке.
3 июня на сессии ПМЭФ глава Якутии Айсен Николаев сообщил, что республика обсуждает с РЖД возможность введения инвестиционного тарифа для развития БАМа. Ранее РЖД подало заявку на финансирование четверти затрат из фонда национального благосостояния. По данным РБК, объем заявки составил 188 миллиардов рублей, таким образом общая стоимость проекта оценивается в 752 миллиарда рублей.
Даже если заявку на финансирование из ФНБ одобрят, РЖД нужно где-то взять еще 564 миллиарда. Вариантов у компании не очень много. Собственные средства госмонополия вкладывать не планирует, а значит остается либо выпуск облигаций, либо привлечение конечных бенефициаров – а это «Колмар» Цивилевой (30% владеет Геннадий Тимченко) и «А-Проперти» Авдоляна (5% недавно купил «Ростех»). Выпуск облигаций означает очередные долги, поэтому выбор очевиден.
Однако угольщики явно не в восторге от такой перспективы. По словам Анны Цивилевой, «Колмар» входил в проект на определенной договоренности с РЖД. Угольщики должны были построить непосредственно шахты и фабрики, терминал в порту Ванино, а также автомобильные дороги, ЛЭП и другие инфраструктурные объекты. Железную дорогу же должно было проложить РЖД. Соответственно, расходы на строительство железных дорог не учтены в финансовой модели предприятия. Напротив, «Колмар» сильно закредитован, в ближайшие два года вся прибыль будет уходить только на обслуживание кредитов.
Альберт Авдолян не комментировал ситуацию, но ясно, что у «А-Проперти» на Эльге дела ненамного лучше. Сразу после покупки большая часть Эльгинского угольного комплекса была отдана в залог Россельхозбанку и Газпромбанку. Инвестировать компания намерена в увеличение добычи, расширение провозной способности собственной железнодорожной ветки Эльга – Улак и строительство перевалки в Ванино. Инвесттариф также явно не входит в планы компании.
Теперь остается только смотреть, чье лобби окажется сильнее. С одной стороны интересы РЖД и правительства, с другой – не только сами угольные компании, но и стоящие за ними Тимченко и Чемезов.