С 2025 года регионы России могут получить право вводить туристический (курортный) сбор, сообщили в федеральном министерстве экономического развития. Эти средства хотят отдать муниципалитетам, чтобы они использовали названные поступления в свои бюджеты исключительно для проектирования, строительства, реконструкции и содержания туристической инфраструктуры.
Новый налог думают собирать в фиксированной сумме – около 65 рублей за номер в сутки, то есть вне зависимости, каждый ли день жил в нем турист в течение отчетного периода.
С другой стороны, 65 рублей – это будет максимум, региональным властям дадут свободу лишь в снижении нагрузки: они смогут применять понижающий коэффициент вплоть до нулевого в зависимости от сезонности и заполняемости средств размещения туристов. То есть возможности адекватно поднимать коэффициент в периоды очень большого наплыва гостей не предоставят, например, в самый популярный сезон или во время массовых локальных мероприятий (как, например, в Санкт-Петербурге в июне 2024-го, когда во время проведения международного экономического форума фиксировалось десятикратное увеличение стоимости гостиничного проживания).
Что немаловажно, администрированием туристического сбора станет заниматься налоговая служба, что избавит бизнес от дополнительных трудностей.
А на то, что сбор такие трудности создает, уже жаловались из территорий, где туристический (или курортный) сбор ввели на 2018-2024 годы в режиме эксперимента (это Краснодарский, Ставропольский, Алтайский края и Санкт-Петербург, еще предлагалось Крыму, но он отказался). Сбор тяжело проводить по бухгалтерским документам, процедура трудоемкая, поскольку нужно отсканировать много документов, особенно если у конкретного туриста есть льготы. С другой стороны, недобросовестные владельцы коллективных средств размещения занижали число своих гостей в отчетности, по факту исправно взимая с них деньги (в среднем 50-100 рублей в сутки). При фиксированном подходе исходя из числа номеров всех этих нюансов надеются избежать.
Какие новый налог подарит перспективы?
Если исходить из уже получивших опыт перечисленных регионов, то, например, для Алтайского края максимальная «добыча» за время действия эксперимента составила около 50 миллионов в год. Брали по 50 рублей за день проживания туриста, но только в Белокурихе. Через указанный город-курорт за этот год прошло около 300 тысяч туристов, всего регион посетили 2,3 миллиона гостей. Если без затей и с оптимизмом умножить 50 миллионов на восемь, то получим 400 миллионов рублей за год, если бы турсбор брали на всей территории края. Понятно, что в новом варианте принцип сбора будет несколько другой (за номер в сутки), но приблизительное представление о перспективах дохода получаем. Цифра не астрономическая, но какие-то проблемы решить удастся. Раньше и того не было.
Или вот, к примеру, Иркутская область с ее неоспоримым преимуществом – Байкалом, которая по номерному фонду, по данным ее же Агентства по туризму, находится на первом месте среди субъектов Сибирского федерального округа. Туристический паспорт на сайте означенного ведомства, составленный в 2019-м, говорит о 14 000 номеров, с тех пор в СМИ появлялась информация уже о 15,4 тысячи, еще несколько сотен номеров должно дать ведущееся строительство модульных гостиниц. То есть на начало 2025-го (время начала повсеместного сбора налога) можно предполагать 16 тысяч номеров.
Умножим эту цифру на 65 рублей в сутки и за год получим, по грубой прикидке, 370 миллионов (при этом за 2023 год регион посетили около 1,8 миллиона туристов, приблизительно сопоставимо с Алтайским краем). Понятно, что деньги и здесь скорее косметические, но все-таки деньги.
Но нужно помнить, что в названное количество номеров входят не только гостиницы, но и все средства размещения, включая многочисленные гостевые домики. Даже если официально зарегистрированные из них включат в налогооблагаемую базу, множество «диких» останутся вне. Если задача выводить последних из сумерек будет поставлена, муниципальные власти при желании смогут несколько увеличить свои доходы.
В общем, отдуваться будут только легальные отельеры и (в лучшем случае) их охваченные учетом коллеги. Причем, повторим, у них не будет возможности занижать базу, как это было в экспериментальных регионах, где деньги взимались по фактическому проживанию. К слову, в Госдуме рассказали, что первоначально обсуждались разные варианты взимания туристического налога: например, в процентах от оборота, в зависимости от классификации отеля, от стоимости номера, от площади. Но, видимо, отступились из-за трудности администрирования налога с учетом таких деталей.
Конечно, больше всего ожиданий с ним связывают самые популярные среди туристов территории страны, например, приморские районы Краснодарского края. А во всем огромном Дальнем Востоке номерной фонд, хоть и активно прирастает строительством, пока лишь примерно вдесятеро больше, чем в Иркутской области. Соответственно, можно говорить о годовом доходе от турбизнеса за счет рассматриваемого сбора в сумме 3,5-4 миллиарда на весь федеральный округ.