Монголия необходима Китаю для реализации своей инициативы «Один пояс — один путь». В связи с этим Пекин оказывает постоянное политическое и экономическое влияние на монгольское правительство. Об этом в своём недавнем отчёте заявили специалисты европейского аналитического медиа-агентства Special Eurasia.
Инициатива «Один пояс — один путь» была выдвинута в 2013 году председателем КНР Си Цзиньпином. Глава Китая предложил объединить сухопутный и морской торговые пути, чтобы быстро и недорого доставлять товары в страны Юго-Восточной Азии, Африку, на Ближний Восток и в Европу.
Согласно оценкам специалистов Special Eurasia, «Один пояс — один путь» — это ответ на стратегию США по военно-политическому сдерживанию Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Также проект предназначен для расширения экономического и культурного влияния Пекина в странах Центральной Азии.
В этом контексте Китай считает Монголию очень важным геополитическим партнёром и одним из участников инициативы. Здесь важную роль играет её продолжительная граница с Россией. Ещё в 2016 году Пекин, Москва и Улан-Батор подписали соглашение о развитии экономического коридора Китай-Монголия-Россия. Соглашение предусматривает реализацию 32 проектов, ориентированных на логистический, энергетический и инфраструктурный сектора. По своей сути, для Пекина Монголия — это связующее звено между Китаем и азиатским и европейским рынками.
Кроме того, земли Монголии богаты полезными ископаемыми, которые необходимы КНР для функционирования высокотехнологичной промышленности и экономического развития. По информации Special Eurasia, Монголия в 2022 году экспортировала в Китай угля на шесть миллиардов долларов, медной руды на 2,73 миллиарда долларов и железной руды на 389 миллионов долларов. При этом последние два года монгольский экспорт в Китай только увеличивается.
Европейские аналитики считают, что для того чтобы Монголия оставалась лояльной Китаю, Пекин с каждым годом усиливает своё влияние на монгольское правительство с помощью экономической дипломатии. На данный момент КНР уже является главным экономическим партнёром Монголии и продолжает укреплять свои позиции в этом плане.
Основным инструментом экономического давления Пекина являются ограниченные технологические возможности правительства Монголии. Ежегодно Китай продаёт монгольской стороне высокотехнологичной продукции на миллиарды долларов, а также выдает правительству кредиты под низкий процент для строительства энергетических и инфраструктурных объектов.
Всё это делает Монголию более зависимой от Китая, чем от других стран. Но в Улан-Баторе понимают это и в противовес разработали внешнеполитическую доктрину «Третий сосед», которая основывается на нейтральной внешней политике и развитии экономических отношений с другими странами, помимо своих соседей — России и Китая.
Кроме того, последние несколько лет Монголия реализует программы по экономико-промышленному развитию. Правительство инвестирует в инфраструктурные проекты, создание новых железных дорог и поддерживает производства, которые в будущем смогут обеспечить технологический суверенитет страны.