Новые маршруты для транспортировки промышленных и инфраструктурных объектов предрекли Северному морскому пути на полях Восточного нефтегазового форума во Владивостоке. Прежде всего, речь идет о задействовании рек.
Северный морской путь (СМП), как известно, – кратчайший морской между европейской частью России и Дальним Востоком. Вдоль Севморпути расположено более 70 крупных и мелких портов и перевалочных пунктов. При этом маршрут связан с множеством судоходных рек – для перевозок можно использовать Обь, Енисей, Иртыш, Хатангу, Анабар, Оленек, Лену, Яну, Индигирку и Колыму.
Да, в развитии новых направлений с использованием схемы «река-море» пока вся надежда на необходимость транспортировки оборудования для крупнейших нефтегазовых проектов. Здесь у Севморпути есть фирменное преимущество: он берет тяжелые и негабаритные грузы. Так, в рамках пилотной проводки крупнотоннажный груз успешно транспортировали по маршруту Мурманск – Находка, причем его не пришлось делить на составные элементы.
Понятно: для грузов титулом поскромнее перевозка с включением речных маршрутов – пока слишком дорогое удовольствие.
Так, в 2023 году федеральный минтранс выходил с инициативой организации поставок угля из Красноярского края в страны Азии по Енисею через СМП (с перспективой перевозки пиломатериалов, зерна и других грузов). Все выглядело красиво: твердое топливо, добытое в Сибири, хотели напрямую вывозить к енисейским речным портам – чтобы не гнать бесконечные эшелоны с углем через половину страны.
Такая транспортная схема обещала сильно снизить нагрузку на Восточный полигон железных дорог.
Реализовать эти планы намеревались прямо в том же, 2023-м. Детально проработали проект. Но… Стоимость мультимодальной транспортировки оказалась высокой, особенно на фоне подешевевшего на экспортных рынках угля. Проблема причем крылась, прежде всего, в высокой стоимости речной перевозки. По Енисею ею занимаются, прежде всего, суда Енисейского речного пароходства, находящегося в управлении «дочки» «Норникеля», компании «Норникель-ЕРП». Но у них не оказалось свободных провозных мощностей, а другие речные перевозчики и вовсе задрали ставки.
Впрочем, идею организации речной перевозки по Енисею тогда не оставили. Совместно с грузовладельцами проработан мультимодальный маршрут перевозки контейнеров с экспортом из порта Лесосибирск с перевалкой в порту Дудинка на Енисее (на фото) на судно «Росатома», осуществляющее регулярные рейсы по маршруту Архангельск – Певек – Корсаков – Находка – Магадан – Петропавловск-Камчатский – Певек – Мурманск.
Правда, пока стоит вопрос экономической целесообразности. Для примера, стоимость перевозки контейнера из Дудинки до порта Находка в рамках организации субсидируемых каботажных рейсов составляет 68 тысяч рублей за 20-футовый контейнер, а стоимость перевозки такого же контейнера по реке – 220 тысяч рублей.
Также проработан в смысле развития речных транспортных коридоров, но тоже с оговоркой про целесообразность, проект с нефтегазохимической компанией «Сибур». Речь там о вывозе продукции ее химического комбината в Тобольске по Иртышу и Оби на север, с перевалкой в порту Сабетта на суда «Росатома», которые осуществляют регулярные каботажные рейсы по СМП до портов Дальнего Востока и далее, с отправкой на экспорт в Юго-Восточную Азию. В 2023-м этот порт не входил в список портов, в которые возможен заход судов в рамках субсидируемых рейсов. В этом году у него появился такой статус.
Уже из этих примеров, когда «штучно» рождается и обсчитывается без уверенности каждое начинание в смысле использования рек, видно, что до обещанного снижения транспортных издержек для доставки арктических грузов при использовании речных маршрутов – далеко. Ведь нефтегазовая отрасль, которая может себе позволить (и то без легкости) такие новые направления – не единственная важная для страны. С другой стороны, любая разгрузка сухопутных маршрутов – уже глоток свежего морского (то есть в данном случае речного) воздуха для российской экономики.