Поправки к Лесному кодексу об ограничении сбора кедровых орехов приняла Госдума 25 июля. Пока в первом чтении.
Означенный законопроект предполагает дать регионам право ежегодно устанавливать, в каких именно местах и в каком количестве граждане смогут собирать кедровые орехи для собственных нужд.
Также хотят допускать к аукционам на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки орехов только тех предпринимателей, у кого есть необходимая инфраструктура для переработки сырья (ну хотя бы для очистки от скорлупы, видимо).
Сейчас лесное законодательство предусматривает, что у россиян есть право на свободное и беспрепятственное пребывание в лесах и заготовку пищевых лесных ресурсов (ну, кроме краснокнижных) для собственных нужд любых объемов. Но переработки орехов (да и других дикоросов) в стране почти нет. Они экспортируются, в основном, в Китай (до 90 процентов), где уже их перерабатывают и экспортируют в США и Европу. Спрос стабильно растет.
Да, некоторые горожане думают, что кедровый орех – товар довольно экзотический и мало распространенный. И они ошибаются. Так, в России в 2023 году заготовили кедровых орехов на 5,4 процента больше, чем годом ранее, по данным Рослесхоза. Более 20 тысяч тонн, очевидно, имеется в виду в скорлупе (к слову, из четырех мешков шишки получается мешок орехов, при сушке уходит примерно 20 процентов веса, выход ореха из скорлупы – примерно 30 процентов)!
Главным их поставщиком остается Сибирь, где передовыми регионами являются Красноярский край и Томская область. Затем идут Тува и Республика Алтай, потом уже Дальний Восток (там лидирует Приморье). В целом в Сибири собрали 17,9 тысячи тонн орехов, на Дальнем Востоке – 2,4.
Вообще, под понятие «кедровые орехи» в России попадают плоды трех растений.
Сосна сибирская занимает европейскую часть, непосредственно северо-восток и Восточную Сибирь.
Сосна корейская, родиной которой является Япония. У нас растет на Дальнем Востоке в Хабаровском крае, Приамурье, Приморье.
Шишки первого и второго дерева весьма отличаются.
Есть еще кедровый стланик – близкий родственник сибирской сосне. Заросли кедрового стланика встречаются в Якутии, на Чукотке и Камчатке, а также в горах во многих других регионах (шишки у него мельче, но площадь зарослей на пять миллионов гектаров превышает площадь лесов сибирской сосны).
Правда, сколько всего ореха собирается в стране в реальности, не знает никто. Как предполагается, в несколько раз больше официальных цифр. Так, по оценке экспертов, обороты рынка кедрового ореха в той же Бурятии многократно превосходят добычу и переработку нефрита. И большая их часть находится в тени.
Частные сборы неконтролируемы. При этом за сезон семейная бригада из двух-трех человек может заработать и миллион, и значительно больше. С другой стороны, пик урожая случается раз в 9-10 лет. Например, в 2018 году орехов практически не было. Соответственно, и цены на эту продукцию – штука довольно волатильная.
К слову, кедровый орех сосны корейской с 2023-го внесен в список стратегически важных товаров и ресурсов. С этой инициативой выступал губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Соответственно, контрабанда таких орехов наказывается лишением свободы на срок до 12 лет.
Кроме того, с 1 августа 2024 года введут экспортную пошлину на все кедровые орехи в скорлупе в размере 25 процентов, но не менее 80 евро за тонну (с 1 августа 2025 года планируется увеличить ставку до 50 процентов, но не менее 160 евро за тонну). Ожидается, что это будет способствовать увеличению переработки внутри страны.
Пока закон принят в первом чтении, а от этого момента до вступления в силу может пройти немало времени. Так, чуть менее года назад спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко давала федеральному министерству экономического развития год на развитие собственной переработки кедровых орехов, поскольку «не нужно никакого там особо импортного оборудования». Но уже очевидно, что ситуация с тех пор особо не изменилась. К слову, в числе аргументов в пользу установления строгого контроля за сбором орехов, кроме очевидных, является довод о нехватке орехов для кабанов в Приморье, из-за чего тигры подумывают переходить на людей.
Ну и понятно, что важен не столько закон, сколько механизм его выполнения, если мы говорим о жителях-сборщиках, которые в любом случае пойдут за орехами. Пока депутаты ничего не обрисовывали, в законопроекте насчет этого ничего не написано. Как будут наказывать пойманных в неположенном месте сборщиков? Видимо, просто изымать заготовленную шишку, делая их тем самым бесплатной рабсилой. Но там ведь народ суровый, места сбора отдаленные, а работы другой в большинстве территорий, которые экономически зависят от сбора орехов, попросту нет. И кто будет заниматься контролем? Для администрирования нового порядка создадут новый орган? Или возложат полномочия на инспекторов по охране леса? Так их и для прямых обязанностей не хватает…
Экспорт кедровых орехов из России к 2030 году может превысить 55 миллионов долларов. Такой прогноз содержится в обзоре, подготовленном центром «Агроэкспорт» при федеральном минсельхозе. РФ в настоящее время является крупнейшим экспортером кедровых орехов в мире по натуральным объемам поставок. В 2022 году на мировой рынок из нашей страны поступило орехов на 38 миллионов долларов, это почти в 1,8 раза в натуральном выражении и на 29,9 процента в стоимостном больше, чем годом ранее. В 2018-2022 годах российский экспорт кедровых орехов ежегодно рос в среднем на 10,2 процента в натуральном выражении и на 40,8 процента – в стоимостном. Основу экспорта в натуральном выражении составляют кедровые орехи в скорлупе, в стоимостном выражении основной объем российского экспорта приходится как раз на очищенные орехи. В качестве важных направлений сбыта рассматриваются рынки стран Персидского залива, в первую очередь Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта, стран ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия), а также Турции.