Производство заправок для электрокаров в ОЭЗ «Томск»: а что делать дальше?

В последние годы любителей электрокаров стало заметно больше. За пять месяцев 2024 года в России, по данным «Автостата», продано 9,2 тысячи новых электромобилей. Это в 2,7 раза больше, чем годом ранее. Отвечая на спрос потребителя, неуклонно растут предложения индустрии автомобильной промышленности и смежных с ней сфер.

Одна из них – производство электрозаправок. Ведь одно дело купить электроавтомобиль, и совсем другое – его эксплуатировать. Западная часть страны прогрессирует с заметным отличием от восточной. Но в последнее время и в Сибири стало комфортно передвигаться на электрокаре благодаря бизнесу, который встраивается в переориентированный рынок авто.

Так, ООО «Икстроник» намерено запустить производство электрических зарядных станций на территории особой экономической зоны «Томск». Гендиректор компании Семён Шкарупо рассказал «Ъ», что предприятие будет не только модернизировать уже разработанные станции, но также изобретать новые типы продукции с улучшенными характеристиками. Инвестиции в реализацию составят более 50 миллионов рублей.

Справка:

ООО «Икстроник» (ОГРН 1137017021460) – томская фирма, созданная в 2013 году. Учредители – Семён Шкарупо и Ксения Качалова, которым принадлежит по 50% двадцатитысячного уставного капитала. Основной вид деятельности – научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. В 2023 году организация получила выручку в сумме 2,1 миллиона рублей, что на 62,6% больше, чем годом ранее.

По состоянию на 31 декабря 2023 года совокупные активы организации составляли 1,1 миллиона рублей, что на 37% меньше, чем в 2022-ом. Чистые активы по состоянию на 31.12.2023 отрицательные, минус 884 тысячи рублей. По результатам 2023 года компания получила убыток в размере 687 тысяч рублей.

Надо сказать, что Томск действительно нуждается в зарядных станциях. Сейчас 2ГИС сообщает о десяти «розетках» в Томске. Стоимость экотоплива начинается от 8 рублей за кВ•ч, но в основном электробензин стоит ~16 рублей. В соседнем Кемерово тоже 10 станций. А вот в более крупном Иркутске, например, 26 зарядных станций, по области ещё примерно столько же. В Красноярске – около 150 штук. Хоть бизнесмены и настроены на поставку «розеток» за пределы Томска, самому городу какое-то количество да останется.

На сегодняшний день проект находится на стадии предпроектных проработок, после чего предприниматели планируют развернуть производство на арендованных площадях. Строительство нового завода начнётся не ранее, чем через полтора-два года. После его запуска мощность производства составит минимум 100 тысяч единиц ежегодно. Внушительная цифра предполагает популяризацию электрокаров и расцвет сопутствующего производства.

Российские власти поддерживают развитие электронного транспорта. Ещё в 2021 году премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил концепцию развития производства и использования электротранспорта в России. Она касается практически всех категорий автомобилей: от легковых машин и автобусов до больших тягачей. Согласно документу к 2030 году доля выпускаемых электрокаров в общем объёме производства ТС должна составить 10%. Также к этому времени на территории страны будет запущено не менее 72 тысяч зарядных станций.

Это всё, конечно, здорово. Сами по себе электромобили более экологичны, удобны и экономичны, чем авто с ДВС. Но есть сложности по части той же экологии, но только не с точки зрения выбросов, а с точки зрения производства и утилизации – при неграмотном подходе аккумуляторы приносят много вреда экологии.

Процесс переработки аккумулятора

Основным источником питания электромоторов в современных авто являются литий-ионные аккумуляторы. Проблема использования таких АКБ заключается не столько во вредности их производства, сколько в утилизации. Дело в том, что полного цикла переработки этих АКБ пока не существует. В лучшем случае из них извлекают часть редкоземельных металлов и используют повторно, в худшем – сжигают или закапывают. Вредные вещества из батарей могут попасть в почву и накапливаться в грунтовых водах, отравляя землю, животных и людей.

Есть ещё один рабочий вариант – АКБ модернизируют под конкретные нужды и продолжают эксплуатацию. Например, из батареи вынимают работающие ячейки и шины. Так делают Nissan и Volkswagen – они используют старые батареи от электрокаров для питания систем и оборудования на заводах, в также продают в качестве домашних накопителей энергии. А ведь именно Nissan Leaf является одним из самых популярных авто в сибирских краях, хоть китайцы уже и наступают на пятки. Renault использует свои аккумуляторы вторично. А в BMW из старых аккумуляторов от i3 собирают энергохранилища. И это – только малая часть примеров того, как можно использовать батареи.

Одним словом, представителям власти и бизнеса не мешало бы подумать не только о том, как заполонить российский рынок электрокарами и обеспечить их бесперебойную работу, но ещё и о том, что делать с этими авто дальше. Хорошо было бы перенять в этом вопросе опыт зарубежных коллег, хоть это и затруднительно. Мало того, что популярные в РФ электрокары не представлены на рынке официально, поэтому остро стоит вопрос их обслуживания, но проблема утилизации ещё серьёзнее. С ростом рынка электрокаров и развитием сопутствующей инфраструктуры нельзя забывать о том, что авто ждёт «после смерти».

В этом случае мы можем уповать на бизнес и государство, которые ответственны за «экологические бомбы замедленного действия» в виде АКБ. Все заинтересованные должны заняться как минимум переработкой аккумуляторов, отправленных в утиль. Ведь вместо векового разложения на свалке и отравления окружающей среды, они могли бы послужить для решения проблем энергодефицита, освещения улиц, работы лифтов и так далее. Было бы желание.

Фото: Сергей Карпухин/ТАСС, Volkswagen