Сообщения из национализированного осенью 2023 года «Дальнегорского ГОКа» приходят оптимистичные. А именно, за первую половину 2024-го объем переработки руды увеличился на девять процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 571,8 тысячи тонн. Что касается отгрузки готовой продукции покупателям, то рост вообще достиг 50 процентов. Потребители получили 52,7 тысячи тонн борной кислоты и оксида бора.
Напомним, отсчитывающий свою историю с 1959 года «Дальнегорский ГОК» – единственный в России производитель борной кислоты и других борных продуктов. Он находится на одноименном боросиликатном месторождении в Приморском крае, где сосредоточено три процента мировых запасов бора. Этот пятый элемент системы Дмитрия Менделеева нужен, например, в ракетной технике, производстве минеральных удобрений, стекловолокна, электролизационных материалов, кровель, штукатурки и других строительных материалов, смазки и спецжидкостей, керамики и эмалей. Способность бора поглощать тепловые нейтроны используется в стержнях управления ядерным реактором и для защиты от радиации.
Чистый бор практически не применяется, самыми распространенными коммерческими формами являются оксид бора и борная кислота.
На момент приватизации комбинатом владело ООО «Радамант» – дочка ООО «Фининвест». Материнской компанией последнего является кипрский оффшор Rakspol Trading Limited. У предприятия давно наступили сложные времена, оно пережило уже не одно банкротство. В 2022 году убытки достигли рекордных показателей – 535,2 миллиона рублей.
В поставившем точку в периоде существования комбината в перечисленных руках иске Генпрокуратуры подчеркивалось, что это предприятие с почти двумя тысячами сотрудников имеет «стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства». 27 сентября 2023-го приватизацию признали незаконной. В марте 2024-го стало известно, что бывшие владельцы ГОКа отказались от обжалования этого решения суда, отозвав кассационную жалобу. Генпрокуратура, в свою очередь, потребовала взыскать и обратить в доход государства 2,4 миллиарда рублей с предпринимателей, участвовавших в приватизации.
Управляющей организацией «Дальнегорского ГОКа», которым после национализации владеет Росимущество, стала частная корпорация «Росхим».
«ГОК вступил в активную фазу работы. Спрос на борную кислоту увеличивается как на внутреннем рынке, так и у иностранных покупателей. Мы регулярно обрабатываем новые запросы от потенциальных компаний-потребителей», – отметил управляющий директор ООО «Дальнегорский ГОК» Андрей Бормашенко, который, к слову, остался в своем кресле со сменой собственника комбината.
В структуре нынешних поставок 60 процентов приходится на Китай, еще 30 процентов по-прежнему забирают предприятия Японии и Республики Кореи, 10 процентов продукции отгружается на внутренний рынок.
Подчеркивается, что с начала года проводится модернизация промышленных возможностей ГОКа. Например, заменили мягкую кровлю на скатные крыши в цехах борной и серной кислот, в цехе транспортировки и хранения грузов, в цехе очистки и нейтрализации сточных вод. Поменяли две емкости в цехе серной кислоты и начали устанавливать еще две. Также отремонтировали ЛЭП 6 кВ на насосную станцию цеха очистки и нейтрализации сточных вод, запустили новую электролинию на один из отвалов рудника.
При этом, конечно, впереди у всего руководства предприятия нетривиальные задачи. Одной из главных причин убыточности комбината видели в том, что мировые цены на борную кислоту несколько лет снижались. Но есть и другие. В России бедные руды, требующие обогащения, процесс извлечения соединений бора из них более трудоемкий и дорогой. Месторождение, сложенное скальными породами, разрабатывается нагорным карьером, требуются взрывные работы, к тому же в опасную зону попадают некоторые городские постройки и коммуникации.
Основным потребителем боратов в мире является Китай. На первом месте среди его поставщиков идут США. Которые при этом их сами одновременно и импортируют, из Турции – по капризу геологической судьбы она обладает самыми большим запасами бора на планете (73 процента). Турция же идет на втором месте среди поставщиков в Китай, Россия – третья. До 90-х российское производство ориентировалось на обеспечение внутренних потребностей СССР и стран экономической взаимопомощи, где использовалось около 80 процентов продукции ГОКа (сейчас, как указано выше, соотношение долей внутренних и внешних поставок изменилось примерно наоборот).
Являются головной болью руководства ГОКа и высокая и постоянно растущая стоимость электроэнергии, устаревшие оборудование многих производств, экскаваторы, погрузчики, КамАЗы и БелАзы и другая техника. А также, естественно, закономерное постоянное понижение производительности труда. Переработка руды на одного человека здесь на момент национализации была в 2,5-3 раза меньше, чем у зарубежных конкурентов еще 30-40 лет назад. Кроме того, на этом предприятии моногорода со сложными условиями труда много работающих пенсионеров, которых затруднительно кем-либо заменить, так как подготовка специалистов нужного профиля в стране давно отстала от необходимости.