По итогам ПМЭФ-2024 появлялась информация, что государственная компания «Русгидро» выразила готовность достроить Крапивинскую ГЭС на реке Томи в Кузбассе в срок до пяти лет. Минэнерго РФ начинание поддержало.
Впрочем, в сообщениях оговорились, что окончательное решение еще не принято, предстоят дополнительные переговоры, а также надо решить вопрос с финансированием масштабного проекта. На строительство больших и средних ГЭС (а Крапивинская относится к первым) не распространяется механизм, когда инвестору возмещаются капитальные затраты в составе платы за мощность станции. Хотя шаги по развитию энергогенерации Сибири и Дальнего Востока делаются (например, Эн+ рассматривает варианты реализации проектов Мокской, Тельмамской и Нижне-Богучанской ГЭС совокупной мощностью 2,3 ГВт в течение 10-15 лет), но государственная поддержка могла бы стимулировать этот крайне нужный стране процесс.
«Русгидро» после означенного форума воздерживалась от каких-то официальных заявлений о конкретных шагах по реализации проекта.
К слову, в начале 2020 года эта компания уже заключала с правительством Кемеровской области договор о вводе в эксплуатацию этой ГЭС. Масштабную советскую стройку начали в 1970-х, а в 1989 году оставили из-за недостатка финансирования. Тогда работы завершили только на 60 процентов.
Хотя конструкции не законсервировали должным образом, обследования в 2019-2022 годах силами ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева и института Ленгидропроект дали в целом оптимистические результаты. Хоть на объекте поработали «металлоискатели», был зафиксирован пожар и надо убирать много растительности, прочность бетона соответствует проектным показателям.
В период строительства уже проведена самая болезненная социальная операция – из зоны затопления водохранилища переселили около 1500 человек, ликвидировали 14 населенных пунктов (в случае продолжения работ та же судьба ждет 215 жителей и три села).
Объем капвложений, необходимых для завершения проекта, «РусГидро» в конце декабря 2023-го оценивало в 59,8 миллиарда рублей (при этом демонтаж разрушающейся гидроэлектростанции обойдется чуть не в половину этой суммы, и вложение этих средств невозвратное). 23 процента указанных капзатрат отводили на создание водохранилища как объекта федеральной собственности и 30 процентов – на гидротехнические сооружения. На Крапивинской ГЭС хотят установить три гидроагрегата мощностью 115 МВт каждый с поворотно-лопастными турбинами (то есть общая установленная мощность станции составит 345 МВт). Площадь зеркала водохранилища достигнет 670 квадратных километров.
Крапивинский гидроузел планировался в СССР в первую очередь для решения водохозяйственных задач, с попутной выработкой электроэнергии. Считалось, что строительство позволит ликвидировать дефицит водных ресурсов для нужд населения, промышленности и сельского хозяйства Кемеровской и Томской областей в меженные периоды (низкой водности рек), обеспечит защиту от наводнений значительных территорий этих областей ниже по течению, а также создаст условия для возобновления судоходства. Ну и обеспечит всем водный объект с высоким рекреационным потенциалом, включая развитие водных видов спорта и любительского рыболовства.
Бонусом, как сказано выше, ГЭС позволила бы Кузбассу не выбрасывать миллион тонн углекислого газа в воздух при сжигании угля, а также дала бы ему собственный источник маневренной генерации. Но, конечно, кардинально ситуацию с выработкой электроэнергии в регионе эта станция не решит. И речь тут, строго говоря, даже не о возможности потеснить угольную генерацию: прежде чем об этом говорить, надо решить проблему энергодефицита. А объем закупаемой Кемеровской областью со стороны электроэнергии примерно в три раза выше всей потенциальной выработки Крапивинской ГЭС. Именно поэтому в СССР за стройку отвечало не Минэнерго, а Минводхоз, а сам недострой потом не оказался автоматически в структуре «Русгидро», а остался у Росводресурсов.
В современности к плюсам ГЭС добавилась ставшая актуальной перспектива устроить на работу около 500 жителей (а в период стройки – около трех тысяч).
А вот с осознанием рекреационного значения нового водоема все сейчас гораздо сложнее. Кроме прочего (в том числе кроме значительной части двух заказников), в зоне затопления окажутся десятки угольных разрезов, их отвалы и сточные воды. Высока концентрация промышленных предприятий в верхнем и среднем течении Томи. Как минимум, для начала там надо решить проблему отсутствия эффективных очистных сооружений и систем закрытого водооборота. Кроме того, региональный гидрометцентр указывал, что в его ведомство пока никто не обращался за оценкой влияния гидроузла на микроклимат, режим осадков, температуру воздуха и розу ветров. Навскидку оценить последствия невозможно.
К слову, противников достройки немало и среди представителей власти Кузбасса, а также Томской области, не говоря уж о населении. Мнения расходятся, достаточно отметить, что недавно оставивший пост губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев является активным сторонником этой идеи, а его ныне покойный предшественник на этом посту Аман Тулеев был противником.
Так что возможная достройка упирается далеко не только в необходимость сильно потратиться…