Особенности национальной охоты на китов: на Чукотке строят два завода

На Чукотке строят два завода по переработке мяса кита и другой продукции морского зверобойного промысла. Общая стоимость строительства и оснащения двух цехов составляет 84 миллиона рублей. Большую часть этих денег регион получил за счет «дальневосточной субсидии», остальные средства добавил из своей казны. Производства размещены в селах Лаврентия и Уэлен, выпускать будут мясную продукцию, жир и выделанные шкуры. Возможный годовой объем – 50 тонн продукции, пять тонн жира и 250 шкур.

Промыслом в автономии занимаются восемь общин в прибрежных селах Берингова и Чукотского морей, это 220 охотников. В этом году они добыли 2 157 морских млекопитающих, включая 128 серых китов, 373 моржей и 1 656 мелких ластоногих, таких как ларга, акиба и лахта.

Вообще, китобойный промысел человечество большей частью прекратило в 80-х годах прошлого века. Коренные народы российской Чукотки – одни из немногих во всем мире, кому сегодня официально разрешено охотиться на китов, поскольку делают так они испокон веков и это часть их идентичности. Квота на добычу выдается Международной китобойной комиссией сразу на всю Чукотку.

Да и на уровне государства весь такой промысел строго регулируется (в частности, пограничной службой). Да и вообще браконьерство в регионе не в почете. Согласно традициям, у природы можно брать ровно столько, сколько нужно для выживания. Морской зверобойный промысел является вторым по значимости видом традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера – после оленеводства.

А вот раньше на китов охотились безжалостно и всей планетой, с широкими коммерческими целями. Этот промысел был индустрией, на которой держалась половина мировой экономики. Подкожный жир (ворвань) этих животных стал важнейшим природным ресурсом, который подогревал технический прогресс.  Ко второй половине XIX века киты стали встречаться все реже, так как их большую часть истребили. Только промышленная добыча нефти постепенно лишила китобойный промысел экономической целесообразности, поскольку  из нефти можно делать практически все продукты, что и из ворвани, включая топливо, парафин, смазочные материалы и растворители.

И да, метка «агропром»  в публикации использована справедливо. В 2023 году в России перечень сельскохозяйственной продукции дополнили добычей морского зверобойного промысла. Это позволило занятым им общинам перейти на льготный налоговый режим для сельхозпроизводителей. Деятельность китобоев убыточна, но ранее они обязаны были уплачивать минимальный налог по упрощенной системе налогообложения. А когда официально стали крестьянами, им можно совсем ничего не платить при отсутствии прибыли.