Якутия достанет редкости

Якутия взяла курс на наращивание добычи сырья для российской промышленности. В частности, активизировалась работа по освоению перспективного Томторского месторождения редкоземельных металлов (РЗМ). Во всяком случае, это сообщается на официальном уровне.

Расположенное в глубоком якутском Заполярье, примерно на четыре градуса севернее полярного круга, это месторождение содержит, по существующим оценкам, около 154 миллионов тонн руды  с целой россыпью ценного содержимого. Минералы являются тут породообразующими, достигая 75 процентов, и процесс добычи многих не требует обогащения. Даже при возрастании мировых потребностей в десятки раз запасов Томтора хватит на не одну сотню лет. Но, при своем богатстве, Россия производит сегодня лишь два процента от всего мирового объема редкоземельных металлов.

Томторское месторождение было открыто в 1977 году, исследовалось несколько десятилетий, потом был длительный период, когда здесь не ступала нога геолога.

Перечень всего, что можно добывать на месторождении, впечатляет – пирохлор, скандий, неодим, европий, титан, празеодим, иттрий… Из них наиболее востребованным является ниобий, которого в Томторе больше всего в мире. С его применением делают, например, детали для ракет и самолетов, элементы для электромобилей и солнечных батарей, контейнеры для жидких металлов, сверхпроводящие элементы вычислительных машин и большого адронного коллайдера.

Да, редкие металлы, которых в Томторе больше, чем где бы то ни было на планете, нужны и космосе, и в повседневной жизни. Так, сверхсильные магниты на основе РЗМ повышают износостойкость двигателей и генераторов, а если добавить в сплав празеодима – и температуру использования. Даже небольшое количество скандия делает легкий алюминий прочным, почти как сталь. Кроме того, если электрический провод дополнить в сплаве тем же скандием, он перестанет окисляться и станет практически вечным. Но, легкий и прочный, он все еще будет объемным из-за низкой проводимости алюминия. Но если в этот сплав, уже легированный скандием, добавить еще и иттрия (всего лишь 300 граммов на тонну!), проводимость увеличится в 2,5 раза. А значит, и объем можно уменьшить. А ведь в некоторых случаях в одной комбинации используется до семи-восьми РЗМ, позволяя получить прямо-таки фантастические характеристики.

По данным зампредседателя Научно-технического совета Росгеологии, научного руководителя Института геологии и минералогии СО РАН Николая Похиленко, пока изучена лишь одна шестая всего Томторского массива. В будущем эта территория может оказаться еще более обширной кладовой для всей планеты.

Единственным крупным поставщиком редкоземельных металлов в мире остается Китай – запасы его флагманского месторождения составляют около 120 миллионов тонн (еще в 90-е лидером были США). При этом Поднебесная, являясь сегодня практически монополистом на рынке РЗМ, диктует цены на них и сама же потребляет около 70 процентов от мирового производимого объема. Российской промышленности до этого еще очень далеко.

И частники пока совсем не помощники на этом долгом пути. Так, актуальный как план до недавнего времени проект предполагал строительство горнодобывающего предприятия. Однако инвестор не спешит реализовывать начинание. Во-первых, месторождение располагается в труднодоступной местности (пока там только несколько вагончиков и одно хранилище), во-вторых, ряд минералов радиоактивен, что предполагает экологические обязательства при извлечении.

«Те бизнес-структуры, которые взяли эти месторождения много лет назад, не вкладывают средства. Надо решить этот вопрос: либо они инвестируют, либо выстраивают отношения с другими компаниями и с государством. Это стратегически важный ресурс, который нужен государству сейчас», – отметил по этому поводу президент России Владимир Путин.

И у  исполнительной власти теперь нет пути назад, только вперед, способствовать добыче редкоземельных металлов или кнутом, или пряником.

С 2014 года лицензией на месторождение владеет компания «ТриАрк майнинг». Это ООО было зарегистрировано в Москве в 2013 году с уставным капиталом 20 миллионов рублей как совместное предприятие группы «ИСТ» и «РТ-Глобальные ресурсы» госкорпорации «Ростех», которая вышла состава учредителей в 2018 году. Тогда же «ТриАрк Майнинг» сменил регистрацию на Санкт-Петербург. В 2020 году «ИСТ-Прайм» тоже вышла из числа учредителей, на смену ей пришла кипрская «Томтор Лимитед». В том же году долю в компании получает «Полиметалл».  С 2022 года «ТриАрк Майнинг» принадлежит ООО «ТМ-энерго финанс», доля «Полиметалла» передана в июне 2024 года. Бенефициарами «ТриАрк Майнинг» сейчас выступают бывшие топ-менеджеры группы «ИСТ» Владислав Ресин и Алексей Алешин. «ТриАрк Майнинг» единолично владеет оператором Томторского месторождения в Якутии (ООО «Восток Инжиниринг»).

Но очевидно, что скоро все может измениться.

Помимо мобилизации работы по освоению Томторского месторождения, в 2025 году должна начаться разработка свинцово-цинкового месторождения «Сардана», у которого с 2024-го новый хозяин (Nordgold Алексея Мордашова), и медно-вольфрамового месторождения «Агылкинское», приобретенного в 2023-м «Полиметаллом». Регион продолжит фокусироваться на поиске новых запасов. В рамках проекта «Геология: возрождение легенды» на изучение недр Якутии заложено на ближайшие три года 18,4 миллиарда рублей федерального финансирования.