В Приморье запустят производство БАДов из морских водорослей. Этим займется резидент свободного порта Владивосток, компания «Инова», которая планирует вложить в проект 5,3 миллиона рублей.
Первый этап производства мощностью 13 тонн продукции в месяц думают благословить уже в 2025-м. Основные этапы производства будут включать добычу, очистку, сушку и переработку морской водоросли анфельции тобучинской. В основном кормовые добавки адресуют животноводческим предприятиям, птицефабрикам и рыбным фермам.
Ранее глава Тихоокеанского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Алексей Байталюк оценил запасы водорослей на побережье Дальнего Востока в 1,4 миллиона тонн.
В целом по России к добыче рекомендовано два миллиона тонн водорослей в год (больше, чем ловит весь остальной мир). Проблем ни со стороны нормативного законодательства, ни со стороны ресурсной базы для освоения этих экономических рубежей нет. Но почти во всех пригодных для добычи районах, за редким исключением, отсутствует инфраструктура, кроме нескольких мест на Дальнем Востоке. К тому же пока внутри страны водоросли используются, в основном, в кулинарии – «самом низкорентабельном и ненадежном направлении», с учетом непривычности такой еды для россиян.
А ведь при правильном подходе дно выращивания может стать буквально золотым.
Почти все преимущества водорослей вытекают из эволюции этих растений, которые развивались на протяжении миллиардов лет, чтобы производить и хранить энергию. Умеют они это намного эффективней, чем любые другие известные сельскохозяйственные культуры. Из этого сырья реально производить от шести до 15 тысяч литров биотоплива на квадратный метр в год. Кроме того, биомассу можно сушить и гранулировать, что расширяет указанное направление использования.
Водоросли быстро растут, обладая при определенных условиях способностью удваивать свое количество каждые несколько часов. Кроме того, они с аппетитом потребляют углекислый газ: им его требуется значительно больше, чем «сухопутным» коллегам, что позволяет использовать во благо источники выбросов, например, электростанций, предприятий химической промышленности.
У производства и переработки водорослей также нет конкуренции с традиционным сельским хозяйством, поскольку их поля в принципе не пересекаются. Водоросли содержат много питательных веществ и минералов, что делает эту культуру идеальной основой продуктов и пищевых добавок, укрепляющих здоровье человека, а также кормов для животных.
Для примера, содержание белка в расчете на сухое вещество водорослей может составлять от восьми процентов (бурые водоросли) до сорока (красные). Для сравнения, соя, наиболее богатая белком сельхозкультура, содержит только 25 процентов.
И, наконец, развитие соответствующей отрасли обещает дать экономике тысячи рабочих мест, поскольку здесь требуются не только собственно аграрные и производственные, но и исследовательские, строительные и торговые профессии. Во всем мире большая часть водорослей производится в условиях аквакультуры, что подразумевает еще более высокую добавленную стоимость.
КНР, например, занимает примерно 60 процентов мирового рынка водорослей. Россия ежегодно получает около 37 тысяч тонн, Китай - почти 23 миллиона тонн. И вдобавок их активно импортирует. Последнее означает перспективы для России, которая может предложить экологически чистый продукт, что сейчас ценят. Для примера, единственная популярная в нашей стране водоросль, известная широким массам как морская капуста (ламинария японская), является настоящим морским мусорщиком. Место происхождения ее должно быть чистое. И в КНР уже гремел скандал, когда как пищевую реализовали продукцию, которая «при жизни» выполняла именно свою очистительную функцию.
Но пока подводные урожаи для России, в основном, остаются перспективами. На пути к этому золотому дну много подводных камней. Что говорить, если российские производители косметики ввозят подобное морское сырье из Испании и Франции.
И здесь речь не только о действующих, но и технических компонентах. Сейчас, к примеру, проблема с ввозом натуральных загустителей, одним из важных источников которых являются, опять же, подводные растения. Надо учесть и экологический фактор. Так, бесхитростное сгребание водорослей с морского дна может сделать территорию мертвой на долгие годы, поскольку баланс там хрупкий.
Да, не хватает не только инфраструктуры, но и технологий. И прежде всего надо говорить не о каких-то тонких, что позволяют, например, извлекать особо редкие вещества, но и базовых. Так, водоросли сложно перерабатывать так, чтобы они не потеряли полезные свойства. Это нужно сделать буквально в считанные часы после вылова. Делать это в сколько-нибудь значительных объемах в России почти не умеют.
Емкость российского водорослевого рынка, который сформируется, если потенциал будет реализован, может превысить 400 миллиардов рублей. Но нужны инвесторы, господдержка и доступ к финансированию.