После присоединения к энергорынку цены на электроэнергию на Дальнем Востоке заметно выросли. В некоторые даты цена «на сутки вперед» (РСВ) почти вдвое перекрывала прогноз на 2025 год, сделанный на имитационных модельных торгах в декабре 2024 года.
Для сравнения: согласно расчету, цена РСВ на Дальнем Востоке в 2025 году должна была достигнуть 1,95 тысячи рублей за МВт*ч. По итогам первых четырех недель января она составила 3,4 тысячи рублей, а, например, 24 января и вовсе дошла до 3,85 тысячи.
Напомним, с 1 января 2025 года на Дальнем Востоке начался жарко и долго обсуждавшийся как перспектива запуск энергорынка. Основная цель этой реформы – обновить старые электростанции и построить новые, поскольку дефицит электроэнергии растет. Власти подсчитали, что макрорегиону в обозримом будущем может понадобиться до 3 ГВт новых электростанций.
До 2025 года Дальний Восток относился к неценовым зонам оптового энергорынка, где цена на электроэнергию полностью регулируется тарифами. В таких условиях даже с учетом государственных субсидий производителям не удавалось сформировать финансовую базу, достаточную для проведения ремонтов в необходимых объемах, – в итоге растут износ оборудования генерирующих объектов, аварийность и риск снижения надежности энергоснабжения. Что уж говорить о большом строительстве! Наконец, тарифное регулирование не позволяет окупить затраты на топливо в полном объеме, отчего у генерирующих компаний годами накапливаются выпадающие доходы. Теперь кони должны понести быстрее.
Объединенная энергосистема Востока – самая маленькая, но при этом наиболее изношенная в России. В нее входят пять регионов: Якутия, Амурская и Еврейская автономные области, Приморский и Хабаровский края. Это 39 крупных электростанций, чья общая мощность составляет 11,2 ГВт. А большая часть генерации (58,8 процента от суммарной установленной мощности) – тепловые электростанции. Средний возраст турбин – 40 лет, котлов – 50 лет.
В энергосистеме Востока не было масштабных строек и ремонтов генерации, ведь регион не вошел в программу реформирования электроэнергетики в начале века. Из-за отсутствия рынка все новые стройки и ремонты приходилось долго и далеко не всегда продуктивно согласовывать через правительство.
Зона Дальнего Востока теперь присоединена ко второй зоне (Сибирь), но пока только юридически. Фактическое объединение энергосистем возможно только после строительства электросетей для обеспечения их синхронной работы, что ожидается не ранее 2028 года. До этого момента формирование цен на электроэнергию и мощность будет осуществляться отдельно для территории Дальнего Востока и отдельно для остальной части второй ценовой зоны.
Сначала на Дальнем Востоке только тепловые электростанции будут продавать всю выработку по свободным ценам. Доля продажи электроэнергии, выработанной гидроэлектростанциями, по свободным ценам составляет 2,5 процента и будет постепенно увеличиваться по решению правительства, чтобы достичь 15 процентов к 2030 году. Именно эти цифры вызывали больше всего споров. Ведь выход всех местных ГЭС на рынок может существенно увеличить цены. Сейчас они продают электроэнергию по очень низким тарифам. А в рыночной модели станут работать в режиме ценопринимания, то есть торговать киловатт-часами по любой сформировавшейся на рынке цене. А ее в энергосистеме Востока будут формировать тепловые электростанции. Пока эту картину наблюдают в уже занятой рынком доле: нерегулируемая цена формируется исходя из топливных затрат наиболее дорогой востребованной ТЭС, что, естественно, ведет к росту цены РСВ.
Тем временем энергодефицит в регионе уже не позволяет подключать новых потребителей. А до плодов реформы далеко.
И вот властям Приморья предложен интересный выход из ситуации: хотя бы в случае аварий, когда нет возможности обеспечивать нормальное функционирование энергосистемы, временно брать электричество из… Китая, перед которым вообще-то есть обязательства по экспорту, которые нет возможности в полной мере исполнять.
Также в числе оперативных мер рассматривается развитие возобновляемой энергетики, в том числе в части обнуления НДС для компаний-операторов ветроэлектростанций, которые можно размещать вдоль береговой линии Приморского и Хабаровского края.
Надежды возлагаются и на газопровод «Сила Сибири», мощность которого существенно превышает предельный объем поставок в Китай (61 миллиард против 38 миллиардов кубометров). Избыток можно направлять на снабжение новых газовых ТЭС, строительство которых думают стимулировать за счет частичного дерегулирования трубопроводного экспорта: чтобы предоставлять право на него в обмен на соответствующие обязательства и прокладку газопроводов-отводов от «Силы Сибири».